В России появится Исламская академия

в Татарстане заложили центр традиционного российского ислама.

Мусульмане России отметили годовщину принятия ислама Волжской Булгарией в X веке. Большой сбор — на живописном левом берегу Волги, где располагалась столица Великий Булгар, а сегодня находится историко-археологический комплекс, созданный при самом деятельном участии первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Там заложили Булгарскую исламскую академию – образовательно-просветительский центр традиционного ислама.

В серебристой капсуле — призывы к дружбе между народами на татарском, русском, английском и арабском языках. Послание потомкам замуровали в плите, которая ляжет в основание первой в России Исламской академии. На церемонии — бывший и нынешний президенты Татарстана, представители духовенства, православного и мусульманского. Это крайне важный для региона и для всей страны шаг.

"Мы хотим, чтобы в нашей стране такие места были показательными, когда в мире и согласии живут все национальности. Сегодня непростые времена, особенно что касается ислама. И, конечно же, мы должны своим примером показать, как в мире и согласии жить", — заявил Рустам Минниханов, президент Татарстана.

Совместный намаз на руинах Соборной мечети. Считается, что это почти то же самое, что совершить хадж. Старинный Булгар расположен там, где Кама впадает в Волгу, для российских мусульман — безусловная святыня, духовный центр традиционного ислама.

Академия должна появиться на месте древнего университета Дар аль-Гулюм (Дом знаний, существовавшего здесь почти тысячу лет назад. И уже в те времена открытое Якубом ибн-Нугманом учебное заведение имело статус одного из самых авторитетных международных научных центров.

В стране есть медресе — аналог средних школ — и исламские институты, дающие высшее богословское образование, но для повышения квалификации мусульмане вынуждены были ездить за границу.

"Создаваемая академия будет вырабатывать все правила, как жить мусульманам Российской Федерации в условиях многонационального государства", — отметил Минтимер Шаймиев, государственный советник Республики Татарстан.

Строительство вдохновляет первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев, а помогает воплощать замыслы в жизнь известный предприниматель и меценат Алишер Усманов. Это вклад в духовное возрождение ханафитского мазхаба, направления ислама, которое исповедуют в Татарстане.

"Ханафитский мазхаб для нашего народа, для наших предков лучше всего. Он толерантен. Тем более что у нас многонациональная республика. Но никто косо друг на друга не смотрит. Главное — повода не давать", — сказал Минтимер Шаймиев.

Православный Свято-Авраамиевский храм в Булгаре — буквально через дорогу от мечети. Его настоятель иеромонах Серафим — бывший военный, потерявший ногу в боях с чеченскими боевиками, — теперь призывает только к миру между религиями. Само расположение церкви способствует.

"При официальном принятии ислама Волжской Булгарией здесь были компактные христианские поселения, и археологи находят их. Конфликтов на религиозной почве не было", — рассказал иеромонах Серафим Карпухин, помощник благочинного Спасского района республики Татарстан по миссионерской работе.

Булгар — мультикультурный и мультиконфессиональный. На раскопках здесь находят предметы с Балкан, из Скандинавии, Китая и Ирана. Они веками жили по соседству, и именно это в итоге и привело край к расцвету искусства и ремесел. Здесь стали чеканить первые в Золотой Орде монеты и провели первый в регионе водопровод.

Так исторически сложилось, что в Булгаре сосуществовали практически все известные на тот момент религии, когда местные ханы по политическим мотивам попросили покровительства у Багдадского халифата. Это произошло 21 мая 922 года.

Дата хорошо известна, как и все подробности, ими поделился в своих воспоминаниях глава арабского посольства Ахмед ибн-Фадлан. Караван, который привез из Багдада новую религию, осыпали золотыми и серебряными монетами, а встречать его вышел к воротам булгарский хан Алмыш.

Ислам приняли, но и к другим религиям по-прежнему относились с почтением.

"Мы не знаем в регионе военных конфликтов, обусловленных религиозным противостоянием. Столетиями так было. Были, конечно, бытовые конфликты, носящие частный характер, но они не приводили к противостоянию на уровне государств", — отметил СНХР Айрат Ситдиков, заведующий кафедрой археологии и этнологии Казанского федерального университета.

Противостояние экстремизму — вот главное, чем будут заниматься богословы из новой Исламской академии, тем более что именно этому учит Булгар. Государство, столицей которого он был, давно кануло в Лету, но традиции остались.