Новая политическая традиция России. Реплика Максима Кононенко

22 мая в России состоялись предварительные выборы кандидатов от партии "Единая Россия" на предстоящие осенью выборы депутатов Государственной Думы.

22 мая в России состоялись предварительные выборы кандидатов от партии "Единая Россия" на предстоящие осенью выборы депутатов Государственной Думы. Партия арендовала свыше 19 тысяч избирательных участков по всей стране и зарегистрировала 2781 кандидата, из которых, кстати, действующих депутатов различных уровней — почти треть.

В этом, собственно, и состоит идея российских предварительных выборов: обновить партийные ряды, представить на выборы свежие лица, многие из которых известны в своих регионах и муниципалитетах. И в этом отличие от американских праймериз, смысл которых состоит в выборе единого партийного кандидата.

"Единая Россия" — первая в России партия, проводящая предварительные выборы, однако для самой "Единой России" эти праймериз не первые. Предварительный внутрипартийный отбор кандидатов партия впервые провела в июне-августе 2007 года, в преддверии выборов в Госдуму пятого созыва. В 2011 году "Единая Россия" уже проводила подобную селекцию вместе с Общероссийским народным фронтом. Но тогда кандидатов отбирали специальные зарегистрированные выборщики, а в этом году участие в голосовании мог принять любой гражданин Российской Федерации.

Все было как на настоящих выборах: буфеты с пирожками, концерты самодеятельности и явка, сравнимая с явкой на любых муниципальных выборах. Всего в предварительном голосовании приняли участие 10 миллионов 432 тысяч 674 человека. На некоторых участках даже заканчивались бюллетени, поскольку такого наплыва желающих проголосовать не ожидали.

Не обошлось, разумеется, и без нарушений, большинство из которых было зафиксировано, как и 5 лет назад, на Дальнем Востоке. Причем, поскольку это было внутрипартийное мероприятие, то и о нарушениях сообщали, в основном, сами представители "Единой России".

И вот что во всем этом интересно. У нас с вами появился тот самый социальный лифт, на отсутствие которого сетовали многие наблюдатели от оппозиции. Любой желающий — еще раз повторю, совершенно любой желающий — мог встать и заявить: вот он я, я хочу стать народным избранником. После чего изложить заинтересованному народу свою программу. Любую программу. Хочешь — про Ротшильдов рассказывай, а хочешь — выступи как та, ставшая уже знаменитой в Интернете, учительница, политическая программа которой состоит в срочном возвращении в школьную программу черчения.

И сколько же активистов взошло на эту открытую трибуну и обратилось к народу? 2781 человек на всю Россию, 856 из которых — действующие депутаты. То есть, меньше 2 тысяч человек на всю страну решились встать и сказать: да, я готов принять участие в управлении этой страной. Один человек из каждых почти 70 тысяч населения. Один человек на город средних размеров.

Ну, хорошо, допустим, что не каждый, кто хочет стать политиком, хочет становиться им в рядах партии "Единая Россия". Есть же и много других разных партий. Ладно, давайте умножим число потенциальных лидеров на два, или даже на три. Или даже на пять. Получится по пять человек на город средних размеров. Не хватит даже на управление таким городом.

И это уже не проблема "Единой России". Это уже проблема нас с вами. И дело даже не в усталости людей от политики — нет, судя по десятимиллионной явке, политика гражданам как раз интересна. Более того, приходит понимание, что предварительное голосование помогает выбору наиболее адекватных, мотивированных кандидатов, у которых есть поддержка населения, и которые способны мобилизовать собственный электорат. Становится ясно, что праймериз заметно улучшают качество отбора кандидатов в депутаты. А в постепенно усложняющейся политической системе России, можно сказать, закрепилась новая политическая традиция. Пока еще предварительные выборы не являются обязательными и их проводят далеко не все партии. Но тут ведь, как и в любом деле, главное, чтобы кто-то начал.