Председателем Совета экспертов Ирана стал консерватор


EPA

Влиятельный Совет экспертов – орган, одной из обязанностей которого является избрание пожизненного Верховного лидера Ирана после смерти предыдущего, выбрал председателя. Вопреки ожиданиям многих, им стал представитель консервативного крыла, 89-летний аятолла Ахмад Джаннати.

Совет экспертов Ирана – орган власти, в функции которого входит избрание Верховного лидера страны, выбрал председателя. Вопреки ожиданиям, им стал представитель консервативного крыла – 89-летний аятолла Ахмад Джаннати из Тегерана. За него проголосовало 86 членов совета, в том числе, члены коалиции, объединяющей представителей умеренного и реформистского направлений.

"Мы должны действовать так, чтобы нами были довольны и Бог, и лидер", — заявил Джаннати после своего избрания, имея в виду нынешнего Верховного лидера Ирана Али Хаменеи, которому в июле этого года исполнится 77 лет.

Верховный лидер, который по иранской конституции является главой государства, избирается пожизненно. Именно поэтому за выборами в Совет экспертов, проходившими в феврале параллельно с парламентскими, следили с таким интересом. Учитывая, что члены Совета избираются на восемь лет, имеется вероятность, что именно нынешнему составу предстоит избрать нового лидера. Поэтому победа на этих выборах коалиции умеренных и реформистов была воспринята как большой успех президента Хасана Роухани, а избрание его председателем консерватора, напротив, стало для многих неожиданностью.

Сами эксперты, входящие в состав коалиции, многие из которых голосовали за назначение Джаннати, объясняют свою позицию желанием не дать консерваторам почувствовать себя на обочине политической жизни.

"Мы должны разубедить их в том, что они потерпели поражение на выборах, — заявил советник президента Фаршад Гурбанпур. – Мы стараемся развеять их сомнения и держать их на борту".

Тем не менее, довольны назначением оказались не все члены коалиции, некоторые из которых даже начали сомневаться в её целесообразности. Так, один из известных реформистов Ибрахим Асгарзадех написал в своём "Твиттере": "Возможно, наша коалиция с умеренными была ошибкой".

Сам Хасан Роухани если и остался недоволен результатами голосования, то вида постарался не показывать. Напротив, президент заявил, что ассамблея является примером "религиозной демократии" и заявил, что, когда придёт время, Верховного лидера будут выбирать те, кого "выбрал народ".

It also signals new obstacles for a coalition of reformists and moderates under President Hassan Rouhani who are seeking very modest changes in the Islamic republic, analysts say.

Помимо поста председателя Совета экспертов аятолла Ахмад Джаннати возглавляет также Совет стражей конституции – ещё один влиятельный орган, который на последних выборах воспрепятствовал 3 тысячам реформистов и умеренных кандидатов участвовать в выборах. Тот факт, что коалиции всё равно удалось набрать больше голосов, чем консерваторам, последние любят объявлять влиянием Великобритании, которая наравне с США рисуется иранскими СМИ как внешнеполитический противник.

Характерно, что избрание Джаннати было воспринято многими как удар по британским попыткам вмешательства в иранскую политику. Так, государственное агентство "Фарс" назвало голосование в Совете экспертов "мощным ударом по британскому правительству". Сам Верховный лидер Али Хаменеи приветствовал избрание Джаннати на своей странице в интернете.

"Одним предложением, задача следующая – аккуратно и в полной мере охранять исламскую и революционную сущность нашей страны, ведущие и взаимосвязанные организации её системы, ведущие её к высоким и великим целям", — написал Хаменеи.