Сберечь язык, сохранить идентичность: словесность как вопрос нацбезопасности

Сбережение русского языка, литературы и культуры — это вопрос национальной безопасности и сохранения собственной идентичности в глобальном мире. Об этом Владимир Путин заявил, выступая на первом съезде Общества русской словесности. Задача организации — изучение и защита русского языка и культуры.

Сбережение русского языка, литературы и культуры — это вопрос национальной безопасности и сохранения собственной идентичности в глобальном мире. Об этом Владимир Путин заявил, выступая на первом съезде Общества русской словесности. Задача учрежденной в марте общественной организации — изучение и защита русского языка и культуры.

Просвещенное общество заседает в зале Благородного собрания. Теперь это Дом союзов, а когда-то именно сюда онегинскую Татьяну привезли на первый бал. Но в XXI веке — страна Пушкина, Чехова и Толстого говорит о спасении русского языка. И это дело государственной важности.

"Здесь уместно вспомнить мастера слова Александра Ивановича Куприна, — говорит Владимир Путин. — Он называл русский язык "историей народа", и "путем цивилизации и культуры", считал его изучение и сбережение не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. Сбережение русского языка, литературы и нашей культуры — это вопросы национальной безопасности, сохранения своей идентичности в глобальном мире. И мы должны сделать все, чтобы знания классической и современной литературы, грамотная речь стали неотъемлемой частью жизни страны, по сути, правилом хорошего тона, чтобы это стало модным".

Но сегодня в моде — и уже патриарх не скрывает возмущения — английские перфомансы вместо русских представлений и прочие признаки лингвистической катастрофы. "Тренд — иностранное слово, тенденция — тоже иностранное, но латинское. Почему латинское слово тенденция заменили английским словом "тренд", объясните мне? – спрашивает патриарх Кирилл. — И щелкают этим словами — "тренд", "тренд". Это что — показатель образованности что ли? Для меня это очень плохой признак".

"Происходит некая "быдлоизация языка", как происходит "быдлоизаця сознания", это все связано, — считает президент Фонда Достоевского, писатель и литературовед Игорь Волгин. — Но вот Чаадаев говорил, что если русская национальная идея, есть русский язык, что это есть пропуск в историю и сама история".

Первый съезд Общества русской словесности проходит в неслучайный день — ровно 60 лет назад (26 мая 1956 года) был принят свод правил орфографии и пунктуации русского языка. И правила никто не отменял. Но кто теперь вспомнит тот канон, если каждый второй — не "звонИт", а "звОнит". И едва ли понимает разницу между глаголами "надевать" и "одевать".

"Зачем же вы называете центральную организацию по продовольственному снабжению столицы "Фуд-Сити"?! Зачем? – недоумевает писатель, главный редактор "Литературной газеты" Юрий Поляков. — Найдите какое-нибудь русское слово, ну, "пищеград", например. Чем хуже?".

"На Украине, а не в Украине. Мы тысячу лет говорим "на" — на Камчатке, завтра нам скажут "в Камчатке" говорить, "на Кавказе", а не "в Кавказе". То есть нормы должны быть", — убежден руководитель фракции ЛДПР в Госдуме РФ Владимир Жириновский.

В школьную программу, наконец, вернулось сочинение. Но и этого мало — ЕГЭ не научит мыслить, излагать. "И здесь нужно понять, что только вот эти "крестики" и "нолики", и все прочее, — этого недостаточно по целому ряду предметов. И поэтому мне кажется, что, во-первых, введение сочинения — это уже очень большой шаг вперед, — отмечает патриарх Кирилл. — Но важно, чтобы к этому ЕГЭ, который не был бы тотальной единственной методикой определения знаний, был добавлен, несомненно, устный компонент".

Новые образовательные стандарты превращают классику, воспитавшую поколения, в необязательную. Учитель сам определяет круг чтения — например, по теме "личность и семья" можно взять Обломова, а можно лирику Есенина.

"Например, Валентин Григорьевич Распутин — не обязательный писатель, Шаламов обязательный, Набоков обязательный, Бродский обязательный, — рассказывает кандидат филологических наук, заведующий редакцией литературы издательства "Русское слово", учитель литературы гимназии № 1516 Москвы Алексей Федоров. – Рубцов, Астафьев, Распутин — можно выбрать, можно не выбрать".

"Я был на каком-то заседании, где сказали — "Ну, как это можно читать такой огромный роман Льва Толстого "Война и мир" — надо по Интернету", — молодой человек возьмет интересующий сюжет", — рассказывает директор Института всеобщей истории РАН, сопредседатель Российского исторического общества, академик Александр Чубарьян.

"Задача эта скорей не просто литературная, вопрос ставится о векторах развития государства, гуманитарных векторах развития", — добавляет литературный критик, писатель Валентин Курбатов.

"Обществу русской словесности отводится особая роль, — резюмирует российский президент. — Речь не только об обеспечении общественной и экспертной оценки учебных и учебно-методических материалов, но и об участии в доработке федеральных государственных образовательных стандартов в части русского языка и литературы, в подготовке профильных программ обучения и списка литературных произведений, которые обязательно должны знать подрастающие поколения".

Список классики, обязательной к изучению в школе, где Толстой и Достоевский — без вариантов, уже не дискуссионный, жизненно важный вопрос, который и предстоит решать обществу русской словесности. Ведь русский язык, великая литература и славная история — и есть основа единства страны.