Россия представила проект новой ВДНХ на главной архитектурной выставке мира

Проект масштабной реконструкции ВДНХ оценят на международном уровне. Россия представит его на главной архитектурной выставке мира в Венеции. Рассказывать об "урбанистическим феномене" будут с помощью современных технологий – через мультимедийные инсталляции и работы молодых художников и скульпторов.

Проект масштабной реконструкции ВДНХ оценят на международном уровне. Россия представит его на главной архитектурной выставке мира в Венеции. Рассказывать об "урбанистическим феномене" будут с помощью современных технологий — через мультимедийные инсталляции и работы молодых художников и скульпторов.

"Репортаж с фронта" — такую тему задал куратор XV Венецианской биеннале архитектуры чилиец Алехандро Аравена. Россия дала ответ из четырех букв.

"Это так сложно выговорить — VDNH. Но скоро все научатся — проект прославится на весь мир," — говорит искусствовед и арт-критик из Германии Кристин Файрайз. Это самая оригинальная экспозиция форума, считает Файрайз. Большинство участников биеннале поняли тему в общественно-политическом ключе: как улучшить жилищные условия мигрантов или, на соседней выставке Венесуэлы, остановить спонтанный рост мегаполисов. У нас тоже, говорит комиссар павильона России Семен Михайловский, был соблазн рассказать про коммунальное строительство. Но решили представить "ВДНХ: урбанистический феномен".

"Мы должны делать выставку на серьезный сюжет, связанный с историей нашей страны и с теми катаклизмами, которые здесь происходили. Но при этом как-то по-человечески, нормально," — говорит комиссар павильона России на Международной биеннале архитектуры в Венеции Семён Михайловский.

Вся история ВДНХ — репортаж с передовой линии, объясняет Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы и куратор российской экспозиции. В Советские годы это были 500 гектаров идеологии. После перестройки — хаотичный рынок в шедеврах архитектуры. Теперь же парк с музеями и выставочными залами, велопрокатом и лекториями. Чтобы увидеть эту круговую панораму, посетители поднимаются по винтовой лестнице — весь век до этого на второй этаж авангардного павильона Алексея Щусева заходили с отдельного входа на улице.

"Для нас было важно показать путь из темноты наверх, из темноты нашего такого прошлого к нашему светлому настоящему," — рассказывает Кузнецов.

Количество посетителей только выросло до 25 миллионов в год, сообщает Кузнецов, когда — цитата — "примитивные удовольствия", вроде парка аттракционов, заменили интеллектуальными.

ВДНХ будущего можно сравнить суперкомпьютером. "Это идеальное и логичное объяснение материнской платы, которую мы сейчас перепрошиваем и создаем новые смыслы," — говорит генеральный директор и сокуратор павильона России Екатерина Проничева.

Участие в самом престижном в мире архитектурном форуме всегда затратно: обустройство экспозиции обошлось в 100 миллионов рублей. Но это не великая плата за возможность повлиять на мировые тенденции.

Сады Джардини — по сути, венецианский аналог ВДНХ: выставка достижений народного зодчества Франции, Великобритании, США. Этим павильонам уже по сто лет, но чтобы посмотреть на памятники архитектуры в отличие от ВДНХ надо платить деньги за билет. Нет здесь и таких, казалось бы, элементарных удобств, как кафе и беспроводной доступ в интернет. Можно только надеяться, что опыт ВДНХ после биеннале захотят перенять и сами хозяева смотра.