Пилотируемая космонавтика будущего

В подмосковном Королёве прошла Международная конференция "Пилотируемое освоение космоса". В течение недели руководители космических агентств, специалисты, космонавты и астронавты из разных стран обсуждали, какой быть пилотируемой космонавтике будущего.

В подмосковном Королёве прошла Международная конференция "Пилотируемое освоение космоса", организованная Роскосмосом и Международной академией аэронавтики. В течение недели руководители космических агентств, специалисты ракетно-космических предприятий, космонавты и астронавты из России, США, Италии, Франции, Германии, Китая и других стран обсуждали, какой быть пилотируемой космонавтике будущего.

Руководители пилотируемых программ крупнейших мировых космических агентств, космонавты, астронавты и даже тайконавты в эти дни встретились в подмосковном Королёве на конференции по пилотируемой космонавтике. "Символично, что в этом юбилейном году конференцию принимает город, названный в честь великого Сергея Павловича Королёва, отца российской и мировой пилотируемой космонавтики. Именно Королёв выбрал Юрия Гагарина, именно благодаря Королёву и его талантливым соратникам наша страна смогла воплотить мечту тех, кто живет на Земле", — подчеркнул Генеральный директор Роскосмоса Игорь Комаров.

Тема конференции — общечеловеческая: как и что делать землянам в космосе? На орбите в 300 километров, где сейчас летает МКС, человек уже обосновался прочно. Очевидно, что необходимо расширять границы обитания. Исполнительный директор по пилотируемым космическим программам Роскосмоса Сергей Крикалёв уверен: "Сейчас, обсуждая будущее программ, которые могут быть после МКС за пределами низкой околоземной орбиты, становится очевидным, что эти программы могут быть только международными".

С ним согласен Томас Райтер, астронавт ЕКА, координатор по взаимодействию с агентствами по программе МКС и проектам полетов в дальний космос : "Я думаю, что если мы будем работать вместе, это будет намного выгоднее: мы сможем достичь большего и потратить на это меньше времени. Отличный пример этому МКС. И если у нас есть интерес уйти с низкой орбиты дальше — на Луну и еще дальше, на Марс, нам обязательно нужно улучшать уровень нашего сотрудничества".

Сегодня здесь космос был вне политики. Современная космонавтика – это уже не всегда международное соревнование: кто первый. Двигаться дальше в космические глубины одной стране не под силу. С этим согласен и первый китайский космонавт Ян Ливэй. Сейчас он отвечает за пилотируемую программу Китая. После полета Ян Ливэя прошло 13 лет. И хотя эта страна осваивает ближний космос в одиночку, и довольно успешно, то что касается дальнего – они готовы к сотрудничеству. "Вообще сегодня любые пилотируемые полёты в космос – это все делается на благо всего человечества. Также и пилотируемые программы будущего. Ну а то, каким оно будет, насколько быстро мы сможем продвинуться дальше, зависит, прежде всего, от технологий, конечно", — уверен заместитель директора Китайского космического агентства Ян Ливэй.

Вторым шагом человека после МКС должна стать Луна. Но освоение нашего спутника, по мнению специалистов, не должно сводиться к разовым посещениям. Сегодня цель — создание лунных баз, где будут отрабатываться технологии космической экспансии. Летчик-космонавт, Герой России Федор Юрчихин, отмечает: "Луна — это полигон отработки будущих технологий посадки и внедрения на планеты. Тем более, она не такая уж маленькая. Безусловно, следующий шаг – Марс, но я бы еще все-таки подумал о Венере. В СССР была программа, когда аппараты садились на Венеру. Это очень агрессивная планета, но это планета земной группы".

Сегодня почти у каждого космического агентства есть свои проекты межпланетных экспедиций, и планы эти уже не только на словах, но и воплощаются в жизнь. Наше будущее – это тяжелая ракета-носитель "Ангара-А5" и многоразовый корабль "Федерация", который сможет выполнять до десяти рейсов по маршруту Земля-Луна. Генеральный конструктор РКК "Энергия" им. С.П.Королёва Евгений Микрин сообщил: "Мы заканчиваем разработку технической документации. Это очень большое дело, а дальше уже идет этап производства и реализация создания корпусов, бортовых систем, приборов и программного обеспечения как интеллектуальной составляющей корабля".

Но сделать ракету и корабль – немаловажная, но лишь часть проекта. Главное в межпланетных полетах, чтобы экипаж остался здоровым и сохранил работоспособность при дальних полетах. Ведь космос для человека — среда враждебная, и лучше других об этом знают сами космонавты. Летчик-космонавт, руководитель Центра пилотируемых программ ЦНИИмаш Олег Котов поясняет: "Мы привыкли, находясь на Земле, находиться постоянно в информационном поле, и оказавшись в космосе, особенно находясь в дальнем в космосе, где не будет информационного поля, очень будет тяжело. Информационный вакуум очень чувствуется".

Еще одна проблема – питание. Дефицит необходимых питательных веществ только химией не восполнишь, нужны натуральные продукты. "Мы до сих пор не решили такой фундаментальной задачи, как растениеводство в условиях невесомости. Сколько лет человечество над этим работает, но оранжереи даже на такой замечательной станции, как МКС, нет. Мы не решили проблему животноводства в космосе, многих проблем медицинских, биологических. И наземная орбита – это самое безопасное место, где можно продолжать эти фундаментальные исследования. Мы не уйдем от этих задач, но при этом надо смотреть в будущее", — уверен летчик-космонавт Федор Юрчихин.

Но если сегодня ученые более-менее знают, как привыкнуть к невесомости и чем накормить космонавтов в дальних полетах, то как бороться с главным врагом — космической радиацией — пока непонятно. Летчик-космонавт Олег Котов подчеркивает: "Радиация – это бич, который больше всего нас привязывает к Земле. Не техника, не двигатели, не конструктив, не система обеспечения, а радиация, которая заставляет нас летать на низких околоземных орбитах. Решим эту проблему – полетим дальше".

Источники радиации в космосе – галактические лучи, которые образуются после взрыва звезд, и наше Солнце. Космонавты свои выходы в открытый космос за борт станции планируют только тогда, когда Солнце спокойно.

Сегодня Международная космическая станция – научная лаборатория для проведения различных экспериментов, в том числе, и по радиации. На внешнюю обшивку станции выносили микроорганизмы и споры грибов, с земли привозили манекены из полиуретана — материала, который поглощает радиацию примерно так же, как тело человека.

МКС все-таки защищает земная магнитосфера, но дальнем космосе тонкий слой металла межпланетный экипаж от радиации не спасет — необходимы иные материалы. Заведующий отделом радиационной безопасности пилотируемых космических полетов ИМБП Вячеслав Шуршаков поясняет: "Речь идет о материалах с более низким атомным номером. Например, углепластиках или других композитных материалах. В этих материалах происходит более медленное размножение частиц высокой энергии, они генерируют меньше потоков нейтронов, которые тоже воздействуют на космонавтов. И благодаря этому при той же массе можно уменьшить дозу радиации".

В то время, пока в Королёве обсуждали, какой будет пилотируемая космонавтика будущего, в Звёздном городке творилась космонавтика дня сегодняшнего: интернациональный экипаж нового космического корабля "Союз-МС" — Анатолий Иванишин, Кэтлин Рубенс и Такуя Ониши — сдавал зачетные экзамены перед отправкой на Байконур. Начальник Центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина Юрий Лончаков подчеркивает: "Экипаж летит на новом корабле "Союз-МС", где будут отрабатываться новые системы управления движением и навигации, новые системы комплексно-двигательной остановки, бортовой телевизионной системы. Задачи у экипажа очень большие — более 32 экспериментов технических и восемь экспериментов медицинских".

За 55 лет пилотируемой космонавтики в космосе побывало уже более полутысячи землян. Философы полагают, что в основе стремления в космос, каким бы враждебным он ни был, заложено любопытство, присущее всему живому. Историческая фраза Константина Циолковского "Земля – колыбель человечества, но нельзя всю жизнь жить в колыбели" должна стать реальностью.