Остатки риса помогли учёным разгадать тайну Мадагаскара

Выращивание зерновых культур на Мадагаскаре.

Выращивание зерновых культур на Мадагаскаре.
Фотография Nicole Boivin.

Остатки древних растений были выделены из осадочной породы при археологических раскопках.

Остатки древних растений были выделены из осадочной породы при археологических раскопках.
Фотография Nicole Boivin.

Выращивание зерновых культур на Мадагаскаре.
Остатки древних растений были выделены из осадочной породы при археологических раскопках.
Археологи обнаружили на Мадагаскаре остатки риса и других круп, которые чужды для этой местности. Находка натолкнула учёных на мысль, кем были первые жители этого уникального острова в Индийском океане.

На протяжении тысячелетий Мадагаскар оставался нетронутым райским местом для баобабов, диковинных птиц и уникальной группы приматов – лемуров. Но около 1000 лет назад первые люди прибыли на огромный остров, расположенный неподалеку от восточного побережья Африки.

Недавно учёные из Оксфорда обнаружили первые археологические свидетельства, указывающие на то, что первые жители Мадагаскара, возможно, пришли на остров из Юго-восточной Азии.

По этой версии, первый человек прибыл на остров вовсе не из Африки, которая находится от Мадагаскара примерно в 480 километрах, а из гораздо более далёких мест.

Так, археологи обнаружили остатки золотистой фасоли и риса, которые первые переселенцы принесли с собой во время своего путешествия через океан – на расстояние более 6000 километров.

Такие находки подтверждают удивительные выводы, полученные в ходе генетических исследований. Тогда выяснилось, что жители Мадагаскара имеют родственные связи с жителями Малайзии. Это также объясняет тот невероятный факт, что жители острова говорят на малагасийском языке, который является уникальным для Южной Азии.

Доктор Николь Буавен (Nicole Boivin), археолог из Оксфорда, говорит, что, вероятно, австронезийцы (Austronesians), совершившие путешествие на Мадагаскар около тысячи лет назад, принесли сюда зерновую культуру, которая росла на их родине.

По её мнению, именно жители Юго-восточной Азии привезли крупы, характерные для их родных мест, и начали выращивать их, когда достигли Африки.

"Это означает, что археологи могут использовать остатки крупы в качестве свидетельства, подтверждающего выводы об истории острова, — говорит Буавен. — Есть много вещей, которые мы до сих пор не понимает о прошлом Мадагаскара, он остаётся одной из самых больших загадок. Но что является удивительным, так это то, что мы наконец-то получили способ открыть "окно" в загадочную историю острова".

Исследователи проанализировали растительный материал 18 древних поселений Мадагаскара и соседних островов. Они изучили около 2500 растительных остатков и обнаружили значимые различия.

Остатки древних растений были выделены из осадочной породы при археологических раскопках.

Типично африканские зерновые культуры, такие как баобаб, сорго и просо, были распространены в основном на восточном побережье Африки и островах, соседствующих с Мадагаскаром – таких как Мафия и Занзибар.

Но на самом же Мадагаскаре и его соседних Коморских островах зерновые культуры были явно азиатского происхождения. Полученные данные показывают, что азиатские крупы появились здесь между восьмым и десятым веком нашей эры.

Доктор Элисон Кроутер (Alison Crowther), археолог Университета Квинсленда говорит, что учёные были особенно удивлены наличием азиатских зерновых культур на Коморских островах.

"Это стало для нас полной неожиданностью. Так как люди на Коморских островах говорят на африканских языках, и они не выглядят так, будто у них есть азиатские корни, — говорит она. – Мы были немало удивлены, когда выявили контраст, возникший между зерновыми культурами восточного побережья Африки и прибрежных островов с теми, которые были на Мадагаскаре и Коморских островах".

Буавен заключает: "Это очень интересно, как много ещё нам предстоит узнать об этой увлекательной миграции".

Научная работа исследователей опубликована в журнале PNAS.

Добавим, что совсем недавно "Вести.Наука" рассказывали об удивительном открытии происхождения древнего финикийца (он также оказался родом совсем не из тех мест, о которых думали учёные).