Поезд, обгоняющий самолет: РЖД заинтересованы в технологии Hyperloop

Российские железные дороги готовы развивать новые проекты в области скоростных и сверхскоростных перевозок. Отечественные инженеры предлагают свои разработки, но при этом внимательно изучают программы, которые продвигают зарубежные партнеры.

Российские железные дороги готовы развивать новые проекты в области скоростных и сверхскоростных перевозок. Отечественные инженеры предлагают свои разработки, но при этом внимательно изучают программы, которые продвигают зарубежные партнеры.

Технология Hyperloop — или "Гиперпетля" — технологический прорыв для мировой транспортной отрасли. Но сама идея не нова. В РЖД заявили: несмотря на партнерство с западными разработчиками, в компании развивают собственные проекты.

При этом в потенциале "вакуумных поездов" никто не сомневается. В приоритете — комфорт пассажиров. А с учетом размаха нашей страны, перемещение по высокотехнологичным трубам со скоростью свыше тысячи километров в час придется к месту.

"По такому направлению, как Hyperloop или поезда на магнитной подушке, нужно поработать, — говорит Олег Белозеров, президент ОАО "Российские железные дороги". — Мы участвуем в рабочих группах, мы крайне интересны нашим партнерам, которые занимаются изобретательством. Мы все-таки практики и обращаем внимание на конкретные моменты, которые нужны нашим потребителям. Конкуренция будет не только в видах транспорта, а, прежде всего в логистике. Кто лучше научится разные виды транспорта друг с другом соединять, тот будет в выигрыше".

Как подчеркивают в РЖД, идея Hyperloop не противоречит продвижению традиционных высокоскоростных путей. На повестке сегодня — строительство железнодорожной магистрали Москва-Казань с возможностью расширения до Пекина. Поэтому поддержать проект намерены китайские инвесторы: они предоставят 20-летний кредит на 400 миллиардов рублей. Плюс — строительство совместных производств для выпуска составов и опорных конструкций.

Что касается Hyperloop, его первые составы повезут не людей, а груз. И это — в лучшем случае. Интерес со стороны заказчиков есть, но пока технология не оправдает свою надежность и экономическую эффективность, а объем вложений в проект ограничен. А новая инфраструктура требует средств. И, как говорят эксперты, оптимистичный сценарий по запуску первой сверхскоростной трубы в США в 2018 году может не сбыться.

"Сначала необходимо построить тестовые пути для демонстрации поездов на практике. Найти финансирование будет достаточно тяжело, — считает Лэвид Левинсон, профессор Центра транспортных исследований при Университете Миннесоты. — И даже после этой демонстрации, если она пройдет успешно, инвесторы могут вложиться в строительство только одного маршрута в одном направлении. Если это сработает, люди заинтересуются и захотят расширять проект, но если нет – он будет похоронен, как и большинство подобных идей".

Автором проекта Hyperloop называют миллиардера, главу SpaceХ и электромобильной Tesla Илона Маска. Через две недели его ждут на Петербургском международном экономическом форуме. Свериться с первоисточником и обсудить сотрудничество — такую ставку на потенциальную встречу с Маском делают в РЖД

Кто первым покорит рынок сверхскоростных поездов? Сегодня это зависит не только от тестовых запусков и инвестиций, но и от готовности к долгосрочному развитию.