Принцип государственно-частного партнерства может прийти в железнодорожное строительство. Об этом заявили на расширенном заседании коллегии Минтранса. В первую очередь – бизнесу может быть интересно участие в прокладке подходов к транспортным узлам и месторождениям.
Концессии и ГЧП в России раньше широко применялись лишь при строительстве автомобильных дорог. Железные дороги всегда строились исключительно на бюджетные средства. Однако теперь частные инвесторы приходят и в этот сегмент. Один из первых проектов концессионного соглашения уже на рассмотрении Минтранса.
"Поводом развития ГЧП стало принятие в июле прошлого года ФЗ, который существенно расширил возможности применения ГЧП в рамках механизма частной концессионной инициативы", — отметил министр транспорта Максим Соколов.
Речь идет о будущей ветке от порта Тамань к железнодорожным подходам к Керченскому мосту. Строительство инфраструктуры оценивается в 362 миллиона рублей.
"Частный инвестор строит пути необщего пользования в своих интересах, или интересах третьих лиц. И зарабатывает либо за счет пользователя – компании, которой этот путь нужен. Либо за счет рассроченных платежей государства, которое оплачивает создание данной инфраструктуры. Тут возможен и тот и тот механизм", — считает исполнительный директор Центра развития государственно-частного партнерства Максим Ткаченко.
Сегодня около 25 тысяч километров железной дороги работают с ограничениями, отметил помощник президента Игорь Левитин. Привлечение бизнеса позволит разобраться со многими "узкими" местами. Речь идет о дорогах необщего пользования — подходах к портАм, угольным шахтам и различным месторождениям. Так называемое "Веточное" ГЧП, например, будет уместно на БАМе и на Транссибирской магистрали.
"Для инвесторов, конечно, необходимо смотреть на каждый проект в отдельности. Потому что если это проект по дороге необщего пользования, то, безусловно, здесь вопрос тарифа не стоит. Ключевая его особенность – это необходимость вывоза сырья от источника. Для больших проектов, протяженностью от 200 км – это, конечно, вопрос тарифов и быстроты доставки грузов", — уверен юрист Илья Скрипников.
По принципу ГЧП и концессий можно строить не только дороги необщего пользования. Первой ласточкой в строительстве железных дорог общего пользования с привлечением бизнеса может стать высокоскоростная магистраль Москва-Казань. К данному проекту уже проявили интерес не только российские, но и иностранные инвесторы.
Приближается туристический сезон. И по традиции одним из самых популярных мест станут курорты северного Кавказа. О том, как железные дороги готовятся к увеличению пассажиропотока на этом направлении – наш следующий репортаж.
К началу высокого сезона на железной дороге все готово. Перевозчики подсчитали, сколько нужно добавить в летнее расписание дополнительных поездов в сторону популярных российских курортов, чтобы билетов хватило всем.
***
Этим летом в расписании Федеральной пассажирской компании будет курсировать 156 поездов в сообщении с курортами Северного Кавказа. Самые популярные направления – Адлер, Анапа, Новороссийск, Минеральные Воды и Кисловодск. В общей сложности железнодорожники ожидают, что поездами на курорты Северного Кавказа и Крыма этим летом отправятся больше 7 миллионов человек. В Крым по единому билету в период отпусков смогут проехать около 370 тысяч пассажиров.
По прогнозам летом самым востребованным курортом Северного Кавказа станет Сочи. Сюда планируют перевозить по 26 тысяч пассажиров ежедневно. Готовятся к горячему сезону и в депо "Адлер". С 28 мая здесь будут обслуживать второй двухэтажный состав. Поезд Санкт-Петербург-Адлер появится в расписании уже с 28 мая. Время в пути составит 38 часов. В одном вагоне будет по 800 мест. Всего в составе будет 14 вагонов купе и СВ.
"От того, как мы подготовимся к летним перевозкам, будет зависеть итог всей нашей работы. На сегодня в 2016 г планируется обработка по предприятию до 40 поездов в сутки, что больше уровня прошлого года 2015, когда было 37 поездов. Увеличение объема перевозок у нас планируется с 1 июня. Ну, и на максимальные позиции мы выходим с 20 июня", — рассказывает заместитель начальника вагонного участка Адлер Андрей Комаров.
Этим летом перевозчики начнут активнее работать и с туристическими компаниями. Помимо традиционных пакетных туров собираются предложить отдыхающим и однодневные железнодорожные экскурсии по достопримечательностям Северного Кавказа. Один из вариантов – некоторые из таких поездок организовывать даже в стиле ретро, то есть на поездах с паровозной тягой.
"Те поезда, которые могут быть отсюда организованы в Сухум, Краснодар, курорты Минеральные Воды это те вопросы, которые беспокоят туристическое сообщество. Они видят, что эти поезда востребованы и предлагают нам совместно выработать решение по организации таких поездов уже к этому сезону. Мы эту работу взяли себе в план и в течение ближайшей недели-двух соответствующие предложения для туроператоров подготовим», — уверяет генеральный директор АО "Федеральная пассажирская компания" Петр Иванов.
Ну, а пока на курортных вокзалах еще немноголюдно, но до прибытия первых отпускников осталось уже совсем немного времени, поэтому все железнодорожники, можно сказать, уже находятся в готовности номер один.
В Сочи уже встречают первых туристов. Погода на побережье Черного моря прекрасная. Поезда на вокзал Адлер прибывают из разных городов страны. Но, конечно, основная нагрузка придется на лето. Железнодорожники говорят, что в сезон отпусков треть всех поездов в стране будут везти пассажиров именно на курорты Северного Кавказа. Продажа билетов на первые летние дни откроется уже в начале следующей недели.