Тема:

Обмен санкциями 14 часов назад

Плюсы и минусы жизни под санкциями. Реплика Александра Привалова


Александра Мудрац/ТАСС

Мы с вами как-то незаметно въехали в полосу длинного и неяркого юбилея: исполняется два года с момента введения Западом санкций против России. Уже минуло двухлетие с момента начала санкций персональных и санкций политических; вот-вот начнут щёлкать двухлетия санкций экономических, секторальных.

Мы с вами как-то незаметно въехали в полосу длинного и неяркого юбилея: исполняется два года с момента введения Западом санкций против России. Уже минуло двухлетие с момента начала санкций персональных и санкций политических; вот-вот начнут щёлкать двухлетия санкций экономических, секторальных. Я не к тому, что эти годовщины нужно как-то специально отмечать; не нужно. Говорится-то про санкции довольно много, но говорится больше вперёд: такой-то европейский деятель сказал, что хорошо бы поскорее отменить санкции, а такой-то – что нет, пока ещё не время, Москва ведёт себя недостаточно хорошо. Эти речи уже надоели, а слушать нам их предстоит ещё долго – и неинтересны они. А вот оглянуться на два уже прошедших "санкционных" года имеет прямой смысл: что наша страна потеряла из-за санкций, а что наоборот приобрела; каковы плюсы и каковы минусы жизни России под санкциями? Именно на такие вопросы ответили аналитики журнала "Эксперт".

Про минусы говорят чаще – особенно на Западе. Президент Обама даже сказал как-то (уже довольно давно), что экономика России разорвана санкциями в клочья. Что делать – в пылу пропаганды люди говорят порой странные вещи. Более серьезные комментаторы дают более трезвые оценки экономического эффекта санкций: от одного до 2,2 процента недополученного ВВП России в 2014-2015 годах. Если честно, то резко и надолго подешевевшая нефть нанесла и продолжает наносить нашей экономике гораздо больший ущерб. Но не стоит отрицать: и потери от санкций явно заметны. Теперь давайте разберёмся с плюсами. Их довольно много (по мнению журнала, заведомо больше чем минусов), и почти про все можно с укоризной заметить, что вполне можно было бы проснуться раньше и сделать всё то же самое, не дожидаясь, пока грянет гром. Однако если проснуться заставили санкции – спасибо санкциям.

Прекрасный пример – создание национальной платёжной системы "Мир". О том, как её надо делать и надо ли вообще, дискуссии шли долгие годы, но всё как-то побеждала точка зрения, что есть, мол, "Виза", есть "Мастеркард", и нечего изобретать велосипед. Но начались санкции, нашим банкам предметно показали, что чужой велосипед у них могут в любую минуту отобрать, и вот система "Мир" уже работает. Более того, в российском Минфине стоит очередь за консультациями из ряда крупных стран, которые тоже хотят сделать свои национальные системы. Неровён час, дядя Сэм и их захочет прищемить – лучше подстраховаться заранее.

Такого же рода позитивный эффект произвели санкции и в других сферах: от нефтесервиса и станкостроения – до внутреннего туризма. Они жёстко и доходчиво напомнили, что многие необходимые России вещи она может и должна делать сама. Это не призыв к абсолютно невозможной в XXI веке автаркии – это призыв не сдавать свой рынок без боя, не позволять диктовать себе условия в жизненно важных сферах.

Наиболее эффективными оказались, конечно, продовольственные антисанкции: в частности, потому что сопровождались (небольшой по европейским меркам, но весьма заметной по меркам российским) господдержкой отечественного производителя. Заметно выросли производство свинины, мяса птицы, сыра, масла и т. д. В агропромышленном комплексе можно констатировать инвестиционный бум: строятся теплицы и свинофермы, высаживаются яблоневые сады и виноградники. Можно было начать эти процессы раньше? Можно было и нужно было; но на деле начались они по поводу санкций – спасибо санкциям.

Конечно, далеко не всё получается хорошо. Так, в лидирующем по выигрышу от санкций АПК рост производства сыра должен был бы сопровождаться (или даже предваряться) ростом производства молока, а этого не происходит – вот и наблюдается снижение качества сыра, подозрения в использовании пальмового масла и прочее. Тем более наличествуют проблемы, порой весьма серьёзные, в других, менее продвинувшихся отраслях. Так, по словам собеседников "Эксперта", в результате непродуманной политики правительства в иных отраслях лозунг импортозамещения толкуется всего-навсего как замена американского оборудования на китайское: "Грубо говоря, были Alcatel и Cisco, а стали Huawei и ZTE". Но кризис и санкции продолжаются, и в этих отраслях придётся просыпаться и делать больше самим.

Станкостроитель из Рязанской области сказал журналистам: "За санкции я бы поставил памятник господину Обаме. Благодаря им высокие чины начали думать о российском производителе, о том, как создать условия для того, чтобы он производил и был конкурентоспособен". Так что плюсы от санкций есть и, даст Бог, будут ещё нарастать. Разумеется, санкции эти – вещь чрезвычайно нехорошая, но раз уж наши западные партнёры решили их ввести и, похоже, постараются держать их как можно дольше, странно было бы нам не извлекать из санкций и всей потенциально заложенной туда пользы.