Новые подробности допинг-скандала: "Россия" разоблачила разоблачителя

"Разоблачением разоблачителя" назвали 10 июня в Госдуме инцидент с российской съемочной группой, которая попыталась получить комментарии у автора фильма о допинге в российском спорте. Депутаты считают, что на скандал должна отреагировать европейская комиссия по СМИ.

"Разоблачением разоблачителя" назвали 10 июня в Госдуме инцидент с российской съемочной группой, которая попыталась получить комментарии у автора фильма о допинге в российском спорте. Депутаты считают, что на скандал должна отреагировать европейская комиссия по СМИ. Автор фильма, немецкий журналист Хайо Зеппельт обвинил российских чиновников и тренеров в потворстве использованию допинга. Ольга Скабеева попыталась расспросить его о доказательствах этих утверждений. Закончилась эта встреча конфликтом и оскорблениями.

Ни слова на немецких телеканалах, ни строчки на сайтах и в крупных газетах. Даже городские издания в Кельне никак не отреагировали на то, что теперешняя звезда околоспортивной журналистики Хайо Зеппельт грубо и с оскорблениями выдворил из своего гостиничного номера группу российского телевидения, которой сам же дал согласие на интервью. А потом еще преследовал их на улице, звонил в полицию.

Только потом Ольга Скабеева поняла, что Зеппельт так долго звонит в полицию потому, что ему сказали: нет оснований задерживать российских журналистов.

Вопиющее нарушение закона и журналистской этики. Может быть, поэтому Германия молчит, и в твиттере самого Зеппельта — только анонсы новых интервью?

"Преследование в Германии – это уголовное преступление", — отмечает специалист по международному праву, адвокат Мария Ярмуш.

Сначала беседа вроде бы складывалась спокойно. Но просьба предъявить доказательства заявлений из фильма, что российские спортсмены принимают допинг, стала словно бы спусковым крючком.

"Неудачная попытка скрыть свою несостоятельность. Невозможность ответить на вопрос грамотно и компетентно. Вот это преследование по улице выглядит совершенно неадекватно – человек декларирует одно, звонит в полицию и говорит, что нарушают его личное пространство, а при этом идет за группой сам, да при этом еще и с микрофоном, который принадлежит оператору этой группы", — констатирует психолог Марта Белоконь.

Молчание немецкой прессы и Зеппельта не похоже на осознание того, что журналист, так сказать, перегнул палку. Инцидент, судя по всему, хотят замять.

"Журналист – это глаза и уши общества. И атака на журналиста, выхватывание у него камеры – это атака на общество, которому он предоставляет информацию. И бьет это прежде всего по тем, кто атакует", — отмечает пресс-секретарь Союза журналистов России Тимур Шафир.

Фильмы Зеппельта популярны на Западе, что на фоне общих антироссийских настроений неудивительно, а он явно знает, куда бить, чтобы заработать, пользуясь спортивной терминологией, еще больше очков на международной медиа-арене.

"Жутко не понравился ему вопрос про записи. Он не мог их предоставить", — отмечает Ольга Скабеева.

На его сайте — перечень наград: австрийских, американских, немецких за серию фильмов о допинге в России. То есть, отсутствие доказательств судей не смутило. А ведь так Хайо Зеппельт работает не первый год.

"С 2006 года он работал как независимый журналист для телеканала ARD и подготовил ряд репортажей и документальных фильмов о допинге", — читаем на том же сайте Зеппельта.

В его фильмах то и дело повторяется слово "подозрение" — там, где, по логике, должны быть доказательства, факты. У Зеппельта вместо них чьи-то свидетельства, за достоверность которых ручается только сам автор. Как и в последнем фильме, вокруг которого развернулся нынешний медиа-скандал. Вдобавок Зеппельту, похоже, не дают покоя лавры Джулиана Ассанжа.

Через два дня он запускает вот такой ресурс DopingLeaks — ничего не напоминает?

"Он вырывал сумку, вещи, ветрозащита микрофона осталась у него в руках", — вспоминает Ольга Скабеева о том, как вел себя Заппельт.

Хайо Зеппельт, несомненно, поймал мейнстрим – критиковать Россию за допинг в контексте будущих Олимпийских игр сейчас на Западе крайне выгодно: это внимание, рейтинг, деньги. Но вот что получается: казалось бы, Старый свет так ревностно следит за соблюдением норм – не важно где: в спорте, политике, журналистике. А поведение Зеппельта выходит за любые рамки. Что же, выходит? Своим – можно, только чтобы без огласки? И кто после этого говорит о независимых СМИ?