Тема:

Допинг-скандалы 1 неделя назад

Ярость, блеф, истерика: фильм Зеппельта оказался бездоказательным

Странная история. Сами рассказы о допинге российских спортсменов стали для западной прессы словно допингом. Их любят. Ими упиваются. Они бодрят и как бы придают сил, а еще иллюзию, что сами в спорте чисты, сильны и непорочны.

Автор: Дмитрий Киселёв

Странная история. Сами рассказы о допинге российских спортсменов стали для западной прессы словно допингом. Их любят. Ими упиваются. Они бодрят и как бы придают сил, а еще иллюзию, что сами в спорте чисты, сильны и непорочны. По крайней мере, на тему подсели и теперь для поддержания формы нуждаются все в новых дозах.

Немецкий телеканал ARD показал очередной, уже четвертый по счету, фильм журналиста Хайо Зеппельта о допинге в России. И опять никаких подтвержденных фактов и доказательств. Домыслы и анимация под тревожную музыку.

Но этого оказалось достаточно, чтобы уже на другой день глава немецкой Федерации легкой атлетики призвал МОК отстранить российских легкоатлетов от Олимпиады в Бразилии. До Игр остается менее двух месяцев. Как ожидается, решение о допуске российских спортсменов к Олимпиаде Международная ассоциация легкой атлетики должна принять в Вене 17 июня.

В Кремле творчество Зеппельта назвали бездоказательной клеветой. Это целая серия фильмов на телеканале ARD в исполнении известных фигурантов, которые сбежали отсюда. И, по всей видимости, свои 30 серебряников отрабатывают, то есть никаких новых элементов нет. Это же ни какой-то единичный случай, это целая цепь материалов, цепь событий, где много подтасовано, много притянуто за уши, чтобы во чтобы то ни стало историю продолжать, невзирая на отсутствие сколь либо убедительных подтверждений звучащим обвинениям", — заявил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.

Поскольку немецкие коллеги с ARD ведут себя вопиющим образом — если не снять наших атлетов, то хоть нервишки спортсменам потрепать — специальный корреспондент ВГТРК Ольга Скабеева отправилась в Германию прямо на встречу с автором фильма. Как обычно, списались и договорились о встрече. Но дело кончилось истерикой мастера псевдоразоблачений, нападением на Ольгу Скабееву и последующим преследованием по городским улицам Кельна. А потом Хайо Заппельт даже пытался вызвать полицию, мол, он же еще и пострадавший.

Это напоминает даму, пригласившую к себе домой кавалера, устроившуюся, принявшую положение, а потом заявившую об изнасиловании. Вот так и Хайо Заппельт теперь заявляет, что Ольга Скабеева даже и проникла в его частное пространство незаконно.

Мы как-то слишком глубоко и не всегда оправданно принимаем их провозглашенную политкорректность за чистую монету. Они-то так себя не ведут. Политкорректность — это к кому угодно, только не к России. К нам — хамство и оговоры. Вот и в этом случае с нашей стороны надо, наверное, прямо сказать, что негоже немцу бегать по улице за русской женщиной, словно за своей жертвой... Наверное, мы имеем право настоять на этом и напомнить хотя бы о подобающей дистанции, если Хайо Зеппельт не способен на большее. Имеется в виду приличие.

Почему же немецкий журналист не смог ответить на простые вопросы, а вместо этого предпочел на Ольгу Скабееву наброситься?

Автор: Ольга Скабеева

Утром в день интервью Зеппельт снова изменил место встречи: "приезжайте в "Савой", центр Кельна, вас встретят".

Чересчур много желающих, потому новый адрес Зеппельт сообщает не всем. Дверь с кодом открывает лично помощница.

Проникновение к Зеппельту без желания Зеппельта исключено. В апартаментах не протолкнуться, журналисты стоят на кухне, в проходе, рядом с духовкой.

Просьба одна — "без идиотских вопросов". Вопросы по существу Зеппельту как раз и кажутся идиотскими.

Вздернутый, нервный — его, конечно, можно попытаться понять — телефонные звонки — каждые 30 секунд — ходит из угла в угол. Не просто успех — обрушилась слава, и Зеппельт не устоял.

20 лет, если верить самому Зеппельту, он постоянно что-то снимает про допинг. И никаких интервью. Ноль эмоций, труд никто не заметил. Признание пришло только сейчас, когда Зеппельт решился разобраться с Россией. Честолюбив, самодоволен, самовлюблен. Хорошо слышно перед началом — еще раз уточняет нюансы и явно рад такого рода вниманию.

Телеканал ARD, выждав паузу, реагирует только на третий день и реагирует очень странно.

"Российский телевизионный канал "Россия 1" незаконно, без получения разрешения распространил интервью с Хайо Зеппельтом. Речь, вероятно, может идти о незаконном вторжении российских журналистов на частную территорию", — говорится в заявлении ARD.

"Вероятно" — это главное слово немецкого правдоруба, ведь даже если нет доказательств, вероятность того, что кто-то нарушил, все равно остается.

"В ходе своего расследования мне еще предстоит узнать, что российский министр спорта мне с высокой долей вероятности лгал. Есть серьезные основания подозревать путинского министра спорта Мутко в попытке сокрыть факт использования допинга в футболе", — говорится в фильме Зеппельта "Секретное дело о допинге: час икс для России".

- Вы называете Мутко не министром спорта, а путинским министром. Почему вы называете его именно таким образом?

- Я назвал его пять или десять раз министром спорта, но вы должны понимать, почему путинский министр,- он работает под Путиным. И зрители должны понимать, что из-за этого он связан лично с Владимиром Путиным, — Зеппельт действительно не говорит прямо, он без конца намекает.

В фильме показано кладбище, где похоронен бывший руководитель РУСАДЫ, Независимой Национальной антидопинговой организации, Никита Камаев, скоропостижно скончавшийся после инфаркта. Зеппельт всего лишь предполагает: умереть своей смертью, разве это возможно?

"Он умер внезапно в феврале. Официальный диагноз — отказало сердца. Говорят, что он работал над сенсационной книгой. Связана ли его смерть с ней?" – задается вопросом Зеппельт.

Камаев отказался от сотрудничества с американским издательством и перед смертью ничего не писал. Сенсационная книга — всего лишь домысел Зеппельта. Но этот факт журналист упускает из вида. Зато подробно разбирает другой.

"ВЛ" — аббревиатура, которую Зеппельт обнаружил на странного вида письме. Написать письмо мог любой, что именно значит это "ВЛ", неизвестно. Но Зеппельт даже не сомневается: "Виталий Леонтьевич Мутко, российский министр спорта. Его инициалы латинскими буквами – WL".

- Вы говорите, что мистер Мутко лично вовлечен в допинговый скандал?

- Нет, я никогда этого не говорил. Я говорил, что мистер Мутко упоминается в электронном письме. Это единственное, что я сказал, не больше. Я никогда не говорил большего.

- То есть он не вовлечен в допинговый скандал?

- Такого я тоже не говорил. Вы не должны мне задавать такие вопросы. Я рассказываю о своих подозрениях и даю рекомендации.

Рекомендация только одна, и Зеппельт искренне полагает, что он ее вправе не просто давать, но еще и лоббировать: России, кажется Зеппельту, не должна ехать в Рио.

"На российских атлетов оказывают невероятное давление, так что их единственный способ показать результат — употреблять допинг, обманывать. Это такая культура, такой менталитет. Вы не сможете изменить это за несколько месяцев, вы должны ждать, должны проявить терпение. Чтобы сделать домашнюю работу в России, нужно время. Если честно, увидев все свидетельства, увидев все факты, я не могу найти никакой логической причины считать, что русские сейчас на правильном пути. Оснований восстанавливать российскую сборную нет. Я не вижу причин", — уверен Зеппельт.

Еженедельный немецкий Spiegel публикует открытое письмо возмущенного главы Федерации легкой атлетики Германии. О посмотрел фильм Зеппельта и требует немедленно принять меры. Говорит от лица всех немецких легкоатлетов, потому что фильм "посмотрели все, все до сих пор в шоке".

Открытое письмо адресовано руководству Международного олимпийского комитета. Главу МОК Томаса Баха немецкие атлеты просят отстранить российских от летней Олимпиады, ведь без российских спортсменов у немцев куда больше шансов на олимпийский успех.

- Вы всегда говорите, что у вас есть записи, но вы их не покажете.

- Я никогда такого не говорил. Ваши спортсмены не поедут на Олимпийские игры. Вы что, друг спортсменов?

- Я пытаюсь быть другом своей страны.

- Почему? Нет смысла быть другом своей страны. Разве вы не понимаете своей роли?

- Я понимаю свою роль, но я хочу, чтобы каждый, кто рассказывает про мою страну, был честен.

- Нет, вы не должны гордиться своей страной, это не ваша задача. Я вообще не горжусь Германией.

- Это ваша проблема.

- У меня нет с этим никаких проблем.

Зеппельт приходит в ярость. На кадрах хорошо видно, как, сам себя разозлив, вдруг требует прекратить интервью, вырывает и бросает за дверь микрофон. Сам берет в руки штатив и выносит его.

- Что происходит, мистер Зеппельт, почему вы такой агрессивный?

Журналист ARD требует удалить материал.

"Отдайте мне запись, больше не хочу ничего объяснять! – кричит Зеппельт. — Вы глупы". Вы, русские журналисты, которые гордятся своей страной, вы что, тупые? Вы не должны гордится! Вруны и коррупционеры, и в этом проблема. Очень просто — вруны и коррупционеры!"

- Покажите нам хоть одну запись, где слышен русский голос, а не немецкий перевод.

- Вы что, тупые?!

С доказательной базой и правда проблема. Мало кто знает, но Зеппельт уже имел печальный судебный опыт в России. Всероссийская федерация легкой атлетики просила опровергнуть распространенные в фильме ложные факты. Суд счел просьбу уместной. С режиссера телеканала ARD и супругов Степановых, тех самых, кто, наговорив ерунды, сбежали в Америку, Басманный суд взыскал по 3 тысячи рублей на судопроизводственные расходы. Зеппельт вину признал. И если он не заплатит 3 тысячи, больше не получит российскую визу.

"В процессе разбирательства телеканалу и Зеппельту предлагалось предоставить доказательства о соответствии действительности этих сведений, которые были изложены в фильме. Таких доказательств не было. В итоге полномочные представители и канала, и Зеппельта были вынуждены признать, что они не проверяли утверждение Степановых на предмет их достоверности. Они сами сказали, что, по их мнению, эти сведения далеки от действительности", — заявил Артем Пацев, юридический представитель Федерации легкой атлетики России.

Вслед за штативом Зеппельт выталкивает за дверь оператора, но съемка все равно продолжается. Хорошо слышно, как Зеппельт откровенно кривляется. Он обещает попеременно то вызвать полицию, то сломать камеру.

Вытолкав нас за дверь, Зеппельт пускается в драку, хватает оператора, пытается вырвать камеру и начинает следовать по пятам. Он хочет вызвать полицию, чтобы сообщить, что в действительности мы не журналисты, а самозванцы и вторгаемся в его личное пространство, при том что именно Зеппельт преследует нас, а не наоборот.

Ни один наряд в итоге к Зеппельту не приехал — это был блеф. В истошные крики о помощи полицейские не поверили.