Мудрец, гений, затворник: закончилась музыкальная история Олега Каравайчука

13 июня не стало композитора и пианиста Олега Каравайчука. Он скончался в Петербурге на 89-м году жизни. Каравайчук известен и своими эпатажными концертами, и музыкой к сотням советских и российских фильмов. Олег Каравайчук был затворником, остерегался публики.

13 июня не стало композитора и пианиста Олега Каравайчука. Он скончался в Петербурге на 89-м году жизни. Каравайчук известен и своими эпатажными концертами, и музыкой к сотням советских и российских фильмов. Олег Каравайчук был затворником, остерегался публики.

Человек-миф, полностью растворявшийся в своей музыке, мудрец, гениальный до странности. Те, кто знал Олега Каравайчука, говорили – он как будто с другой планеты. Манера одеваться, вести себя и играть на рояле – всё не такое, как у других. Будучи студентом Ленинградской консерватории, он отказался выступать перед комиссией, потому что она ему просто не понравилась. Мог не прийти на свой же концерт или за инструмент сесть с наволочкой на голове.

У этой необычной музыкальной истории была классическая завязка. На редких архивных кадрах – выступление пятиклассников музыкальной школы, партию фортепиано исполняет Олег Каравайчук.

Он учился у самого Рихтера. Говорят, Сталин, пораженный игрой юного пианиста, взял его на руки, а потом преподнес в подарок белый рояль. Несмотря на успех на таком высоком уровне – если это, конечно, не миф, которыми буквально окутан образ Каравайчука, — сочинения композитора многие не принимали и не понимали. Несколько десятилетий он вообще не выступал на публике. Зато много писал для кино.

"Два капитана", "Мама вышла замуж", "Черная курица", "Темная ночь". Каравайчук – автор музыки к более чем 150 фильмам. Иногда и сам появлялся в кадре.

Он работал с Сергеем Параджановым и Василием Шукшиным, с Ильей Авербахом и Кирой Муратовой. Музыка Каравайчука звучит и с лучших театральных сцен. Среди них, например, знаменитая Александринка и петербургский Малый драматический. По приглашению Михаила Пиотровского Олег Каравайчук играл в Эрмитаже — на рояле, принадлежавшем семье Николая Второго.

Про Каравайчука нередко говорят — он опередил свое время на несколько десятилетий, стал первым советским композитором-авангардистом. Его сочинения многим казались чересчур смелыми, даже странными. Но потом его стиль начали копировать, ему пытались подражать.

В последние годы Олег Каравайчук почти не давал интервью, жил затворником на даче под Петербургом. Одинокому композитору помогали волонтеры, а поклонники с нетерпением ждали редких концертов. Один из них был должен состояться в начале июня, но был отменен из-за болезни музыканта. Вживую его больше не услышать, но остались сотни ярких записей.