Раскольничество XXI века: Всеправославный собор пройдет без ключевых участников

На острове Крит, несмотря на церковные разногласия, открылся Всеправославный собор. Русская Православная церковь — вслед за Болгарской, Антиохийской, Грузинской — не участвует и просила о переносе собора. Из Константинополя последовал отказ.

На острове Крит, несмотря на церковные разногласия, открылся Всеправославный собор. Русская Православная церковь — вслед за Болгарской, Антиохийской, Грузинской — не участвует и просила о переносе собора. Из Константинополя последовал отказ. На этой волне Верховная Рада потребовала отделить Украинскую церковь от РПЦ.

Скандальное требование депутатов Рады независимости Украинской церкви только выглядело неожиданным. Украинские националисты готовились к атаке давно и активировали процесс в неслучайный момент истории, когда на Крите открылось собрание предстоятелей церквей. Его теперь точно не назовешь всеправославным. На собор не приехали представители Русского, Антиохийского, Грузинского и Болгарского патриархатов.

"В настоящий момент проведение собора не принесет пользы, — убежден митрополит Ловечский, иерарх Болгарской Православной церкви Гавриил. — Нам нужно отложить его и подготовить все необходимые документы".

В мире — 250 миллионов православных верующих. К Русской церкви относит себя почти половина — 120 миллионов: свыше 160 епархий, 30 тысяч приходов в 57 странах мира. То есть отрывающийся собор не представляет интересы более 130 миллионов, больше половины православных планеты.

"Даже если он будет проходить без участия четырех или пяти церквей, даже если бы он проходил без участия одной церкви, он уже утрачивает свою легитимность", — считает председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата, митрополит Иларион.

Фактический срыв Всеправославного собора Константинопольским патриархатом, решение Русской церкви отказаться от участия в непредставительном собрании, у которого не будет консенсуса, а, значит, легитимных решений, и нынешнее молниеносное обращение депутатов Рады – безусловно, звенья одной цепи.

"Это предложение не только полностью игнорирует то, как урегулируются вопросы в церкви, но также игнорирует абсолютно тот факт, что Константинопольский патриархат не находится в положении церкви, которая может предоставить автокефалию Украинской Православной церкви, — отмечает председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Владимир Легойда. — У них нет на это канонического права".

"Верховный Совет здесь явно себе присваивает функции церкви и функции собственно прихожан, которые должны сами делать выбор, в какой церкви они находятся", — добавляет историк, политолог, депутат Госдумы РФ Вячеслав Никонов.

На скандальное обращение уже отреагировал митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий. "Согласно нашему законодательству, церковь отделена от государства, и вмешательство в дела церкви государством является прямым нарушением закона", — сказал он.

"У Украинской Православной церкви желания отделиться не было. Это совершенно абсурдное и незаконное и некомпетентное заявление", — озвучил сегодня же позицию Украинской Православной церкви глава ее пресс-службы Василий Анисимов. "Совершенно оголтело и глупо вмешиваться во внутреннюю жизнь церкви, выставляя на посмешище и нас всех, и Украину", — заметил он.

Депутаты Рады потребовали даже отменить действие указа 1686 года, который "перевел Киевский патриархат в подчинение Московскому". Формулировка нелепая, ведь к моменту заключения Переяславского договора 1654 году Московская церковь уже более двух столетий существовала как автокефальная. А вот о Киевском патриархате никто никогда не слышал. Мало того, уже с XIV столетия даже кафедра Киевской митрополии и резиденция Киевского митрополита переехала из Киева во Владимир.

"Этих людей вообще никто не уполномачивал, — подчеркивает заведующий кафедрой церковной истории Московской духовной академии Алексей Светозарский. — Нужно внести раскол, нужно оторвать от Москвы. Это старая, древняя уже тенденция, которая сейчас, конечно, ожила в результате последних событий".

Ключевой фигурой церковно-политической многоходовки стал Константинопольский патриарх Варфоломей — гражданин Турции и глава небольшой церкви со скромной паствой, малокровными приходами, но большими амбициями на роль лидера вселенского православия. Он годами играл на чувствах раскольников, последовательно обещая церковную независимость сначала Ющенко, потом Порошенко.

"В очередной раз Константинопольский патриарх заботится больше, чтобы навязывать свою волю и раздувать свою роль, нежели о судьбе православного христианства в целом", — отмечает руководитель Европейского института демократии и сотрудничества Наталия Нарочницкая.

Неутоленное властолюбие Варфоломея и ядовитая зависть к растущему влиянию Русской церкви вошли в резонанс с не менее горячими амбициями лже-патриарха Филарета на самой Украине. В 90-м вдребезги разбилась хрустальная мечта Филарета взойти на патриарший престол. И тогда, обидевшись, он решил, что построит для себя свой личный престол из обломков разоренных приходов Русской церкви.

Амбиции двух честолюбивых иерархов Запад мгновенно оценил и монетизировал в цивилизационный таран Русской Православной церкви. После советской катастрофы на протяжении почти четверти века раскольники на Украине захватывали храмы, избивали священнослужителей. 12 февраля в Гаване Патриарх Кирилл и Папа римский Франциск подписали совместную декларацию о преодоления раскола на Украине на основе существующих канонических норм.

У Константинополя — другие нормы: патриархат мечтает взять украинских раскольников под свое крыло. Раскольники заждались. Запад тоже. Эрдоган радушно готов предоставить исламский Стамбул в качестве площадки для схизмы тысячелетия, через которую украинские политики готовы форсировано провести растерянный народ. Патриарх Варфоломей упрямо сыграет на опустевшем соборе на Крите роль единственного всеправославного папы.