Тема:

Допинг-скандалы 2 дня назад

IAAF заявила, что "чистых" россиян от "грязных" отличить невозможно

В Вене Совет Международной ассоциации легкоатлетических федераций принял решение оставить в силе дисквалификацию Всероссийской федерации легкой атлетики, наложенную еще в ноябре прошлого года из-за нарушения антидопинговых правил.

Автор: Дмитрий Киселёв

В Вене Совет Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF) принял решение оставить в силе дисквалификацию Всероссийской федерации легкой атлетики, наложенную еще в ноябре прошлого года из-за нарушения антидопинговых правил. Это означает отстранение от Олимпиады в Бразилии всей сборной России по легкой атлетике.

Даже при всех допинговых "проколах" в отечественном спорте такое решение выглядит чисто политическим. Как минимум нарушаются два принципа здорового правосудия.

Первый: ответственность может быть лишь персональной, а не коллективной. Коллективную ответственность считали правомерной немецкие фашисты, которые брали заведомо невиновных в заложники и расстреливали их в наказание за деяния других. По этому же принципу — коллективной ответственности — поступает и Международная ассоциация легкоатлетических федераций.

Второй нарушенный принцип — соразмерность наказания. Отстранение всех — и "грязных" и явно "чистых" — несоразмерно. Видимо, чувствуя это, Международная ассоциация легкоатлетических федераций предлагает нашим атлетам возможность принять участие в Олимпиаде в Рио не под национальным российским флагом, а под другим, например, олимпийским. Но тогда это — борьба против российского флага, а не против допинга. Тем более политика.

Вообще же в августе на Олимпиаде в Бразилии состязания пройдут по 42 видам спорта. В общей сложности это 306 комплектов наград. Из них 47 — легкая атлетика. Еще есть игровые виды спорта: плавание, фехтование, бокс, борьба, велосипед, парус, тяжелая атлетика, конный спорт и многое другое.

Автор: Ольга Скабеева

Центр австрийской столицы. Знаменитый The Grand Hotel Wien. Он славится, в первую очередь, проведением политических саммитов. Именно здесь, по совпадению, решилась судьба российской легкоатлетической сборной. Невероятный интерес со стороны иностранных корреспондентов — 130 аккредитованных агентств и телеканалов.

Пресс-конференцию переносят трижды. Официальная версия — не могут договориться. В зал пускают строго по спискам. Услышать, как IAAF скажет России "нет" — другого вердикта никто не ждал — съезжаются без исключения все мировые СМИ.

На входе в зал — инструктаж и досмотр. Журналистов предупреждают: если решение вам покажется несправедливым, дождитесь права задать свой вопрос.

Пресс-конференцию готовят больше часа, то есть заседание комиссии закончилось больше часа назад, а пресс-конференция до сих пор не началась. С тех пор появился миллион утечек, некоторые газеты уже совершенно открыто пишут о решении в отношении российской легкоатлетической сборной, но официальной эту информацию считать нельзя.

С пометкой "срочно" за час до выхода к журналистам президента IAAF — новость о том, что Россия никуда не поедет, публикуют Guardian, The New York Times и Sky News. Как так вышло, объяснять никто не пытался.

Быстрым шагом Себастьян Коу, свежеизбранный — не прошло даже года — президент Федерации легкоатлетов мира, поднимается на трибуну. Следом — Руне Андерсон, человек, определивший судьбу сборной России. Именно он руководил инспекционной комиссией, которая с ноября прошлого года после дисквалификации наших легкоатлетов под микроскопом изучала российский спорт: взяла за три месяца три тысячи проб и нашла три нарушения. Именно Андерсон представил доклад, зачитывав его без журналистов,- который будто бы убедил всех пойти на крайние меры.

"Несмотря на то что был достигнут большой прогресс, Международная ассоциация легкоатлетических федераций единогласно решила, что не может восстановить членство Российской Федерации на этой стадии. Пока Россия остается отстраненной, никакие члены Российской Федерации не должны принимать участие в международных соревнованиях", — заявил Коу.

- Разве честно наказывать всю команду из-за нескольких спортсменов, уличенных в допинге?

"В системе российского спорта, которая потерпела такой серьезный провал, невозможно отделить "чистых" спортсменов от "грязных", невозможно говорить о презумпции невиновности. Мы не можем быть уверены в том, что российские атлеты находятся в чистой от допинга среде. И мы не нашли повода прийти к выводу, что их можно допустить до международных соревнований", — сказал Себастьян Коу.

Международная федерации легкоатлетов, не вникая, решила наказать всех, в том числе тех, кто ничего не совершал и даже не был ни в чем заподозрен. Все 80 олимпийских легкоатлетов — это примерно четверть всей сборной России — должны сидеть дома. Не просто беспрецедентная антироссийская акция — попытка уничтожить российский спорт или, как напишет местная пресса, "русский медведь сегодня падет".

Коу и Андресон очень долго пытаются разъяснить ход своих мыслей, дают интервью. Но даже Wall Street Journal — газета, которую невозможно заподозрить в любви к России, — назовет их решение "исключительно политическим".

- Ваше решение противоречит международному праву, потому что ответственность не может быть коллективной, ответственность может быть только персональной. Что вы можете сказать по этому поводу?

"Речь идет о провале российской системы, которая не способна защитить не употребляющих допинг спортсменов, поэтому мы настаиваем на том, что должны быть последствия, дальше так продолжаться не может. Россия должна соответствовать нашим критериям", — заявил Руне Андерсен, глава независимой комиссии Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF).

- То есть вы считаете, что все российские спортсмены употребляют допинг?

- Нет, я не говорил, что нет не употреблявших допинг российских спортсменов. Возможно, они должны быть. Но ваша система допинг-контроля провалилась. Система противодействия употреблению допинга в России отсутствует. Атлеты избегают допинг-контроль, анализы сдаются с нарушениями. Есть множество нарушений, которые нужно исправлять.

- То есть провалилась система, а вы решили наказать всех без исключения, даже не употреблявших допинг спортсменов. Как это понимать?

- Конкретно я не решал наказывать "чистых" спортсменов. Мы предъявили свои требования, и российские власти полностью их игнорировали, начиная с ноября прошлого года.

Уже тогда, отстранив от соревнований российских легкоатлетов, федерации предъявили претензии — 160 пунктов. Как и просили, переизбрали руководящий состав федерации: 27 новых членов плюс новый президент Шляхтин — выписан из Самары. На сайте федерации официальное заявление: "Мы выполнили все критерии, но этого недостаточно".

"Мы в ноябре приняли это отстранение. Мы осознанно это сделали, а ведь могли еще в ноябре пойти в суд. Но мы считали, что можем какое-то дополнительное очищение провести, реорганизацию, сможем более эффективно с помощью IAAF это сделать. В результате мы сделали много, продолжаем это делать, но в это как раз и не поверили", — отметил Михаил Бутов, генеральный секретарь Всероссийской федерации легкой атлетики.

Российские спортсмены, уличенные в допинге, даже сдали медали — это тоже условие. Фотография в единственном экземпляре: Михаил Бутов привозит медали с собой. Четыре — с Чемпионата мира-2011 из южнокорейского города Тэгу. Три медали — с берлинского Чемпионата-2009. Одна медаль — с Чемпионата Европы-2010. И медаль саранского Кубка мира, 2012 год.

Судьбу российской команды определяли без российского представителя, правом голоса обладали 26 членов. Спорили два с лишним часа. Бутова — генерального секретаря Всероссийской федерации – удаляют.

"Я был в абсолютном неведении два с половиной часа. Я находился во временном офисе IAAF и просто ждал этого решения. После этого последовал отчет комиссии, который представлял Руне Андерсон. После отчета началось обсуждение", — рассказал Михаил Бутов.

- Были ли все изначально настроены против вас, против России, против российских легкоатлетов?

- Абсолютно точно нет.

- Кто и как проголосовал на Совете?

"Совет принял единогласное решение", — сказал Себастьян Коу. Что значит это "единогласное решение", если многие были против, Коу так и не объяснил.

Главный герой Хайо Зеппельт наконец добился того, чего хотел. Международная слава. Интервью каждые 30 минут. У Зеппельта теперь целая свита помощников. С российскими СМИ он демонстративно не говорит и бесконечно жалуется, особенно если к нему приближаются. Зеппельт очень по-свойски приобнимает сотрудницу Международной федерации легкой атлетики — вероятно, так сильно сдружились.

Фильм ARD упомянут и в новом докладе WADA, в самом начале, страница четыре. То есть творчество немецкого журналиста, где через слово фразы "возможно" и "есть ощущение", рассматривалось как аргументы и улики.

Хайо Зеппельт, снявший уже четыре фильма о допинге в российском спорте, каждый час выходит на прямую связь со студией ARD — именно в этот момент должны были вынести вердикт в отношении российской легкоатлетической сборной России, но комиссия продлила свое заседание еще на 40 минут.

В день, когда в Вене решалась судьба Российской атлетической федерации, съемочная группа немецкого журналиста работала в Чебоксарах, где проходит Чемпионат России по легкой атлетике и где, в частности, Елена Исинбаева, вероятно, выйдя на свой последний в карьере старт, вынужденно досрочно оставит спорт. Двукратную олимпийскую чемпионку, как и многих, благодаря стараниям Зеппельта ни за что наказали.

"Мне непонятно, почему все сейчас смотрят в одну сторону — в сторону России?! Мировая проблема допинга существует, но мы же не единственная страна с этой проблемой. Если они хотят разбираться с проблемой допинга в мировом спорте, пускай разбираются, но пусть тогда откроют глаза и смотрят в другие стороны. А пока получается, что нас заказали", — возмущена Исинбаева.

"Настроения никакого нет. Я считаю, что несправедливо наказать невинных за ошибки тех, кто сделал это сознательно", — сказал Илья Шкуренев, бронзовый призер Чемпионата Европы по десятиборью.

"Пятнают не легкую атлетику, а Россию. Говорят, что она вся такая грязная, спортсмены плохие. В каждой стране есть проблемы, но они почему-то не вскрываются, вскрываются только в России. По каким причинам?" – спрашивает Екатерина Конева, чемпионка Европы в тройном прыжке.

Российских спортсменов поставили перед отвратительным выборам — поехать в Бразилию, в принципе, можно, но не под российским флагом, а под олимпийским или в команде, например, беженцев.

Степанова, которую официально поймали на допинге, а теперь официально хотят простить за "заслуги в борьбе", наговорив бездоказательной ерунды, сбежала из России в Соединенные Штаты Америки. Про Степанову, которой в России будто бы угрожали, спрашивает независимый журналист Зеппельт.

"Не могу утверждать, что она будет соревноваться в Рио. Наша рекомендация заключалась в том, чтобы к ней отнеслись с пониманием и рассмотрели возможность ее участия. Специально для нее были изменены правила", — сказал Руне Андерсон.

Одна вместо всей сборной России Степанова продолжает готовиться к Рио где-то в американской глубинке.

Россия хочет судиться. Основное решение будет объявлено 21 июня в Лозанне. В МОК — хотя таких прецедентов никогда еще не было — очень теоретически могли бы сказать свое "нет" и решение отменить. Но Международный олимпийский комитет уже все сказал: "решение федерации поддерживаем и одобряем". Кажется, ждать больше нечего.

Исинбаева пойдет в суд по правам человека и не будет смотреть Олимпийские игры.