Московский кинофестиваль сделал ставку на привидений

Режиссер нового фильма "Охотники за привидениями" Пол Фиг с Моряком из зефира из первой части картины

Режиссер нового фильма "Охотники за привидениями" Пол Фиг с Моряком из зефира из первой части картины
фото: Михаил Свешников


фото: Михаил Свешников

Режиссер нового фильма "Охотники за привидениями" Пол Фиг с Моряком из зефира из первой части картины
Новая картина Николая Досталя "Монах и бес" - совместная работа со сценаристом Юрием Арабовым. Это рассказ о судьбе монаха, которого преследуют темные силы. Российский кинематограф пришел к мысли, что нечистую силу можно высмеивать. Поэтому "Монах и бес" едкая, саркастическая комедия.

38-й Московский кинофестиваль открылся. Как всегда, помимо Основного конкурса, Конкурса документального кино и короткометражных фильмов, его расписание изобилует многочисленными внеконкурсными программами. Картины в них представлены настолько разные (а иногда и редкие), что выбрать будет непросто. Рассказать обо всех достойных картинах трудно, но представить несколько разных программ возможно.

На Конкурс привез своих "Эксцентриков" польский режиссер Януш Маевский, появившийся в кинематографе в 1957-ом году с короткометражкой "Бессмысленная улыбка". В 1976-ом году драма Маевского "Заколдованные столики" была номинирована на главный приз Берлинале. Режиссер также лауреат множества международных кинофестивалей. Закончив в 2010-ом году послевоенную драму "Маленький экзамен зрелости 1947", Маевский взял пятилетний тайм-аут, чтобы проделать ювелирную работу по воспроизведению эпохи начала 50-ых. Получились "Эксцентрики". История репатриации военного эмигранта Фабиана — джазового музыканта и блестящего танцора. Вместе с местными эксцентриками он создает свинг-группу, снискавшую любовь публики с первых же выступлений. Но польская традиция в кинематографе обязывает к страданиям и неустроенности, и Фабиан знакомится со странной и загадочной Модестой. Они уже почти счастливы, но никак не могут решиться на полноту чувств.

Еще одна работа конкурса — фильм Николая Досталя "Монах и бес". Нет ничего удивительного в том, что картина российского режиссера заставляет говорить о себе: Досталь известен в России и за рубежом с 1990-го года, когда его "Облако-рай" получило немало национальных и международных призов, в том числе Серебряного Леопарда МКФ в Локарно. А в 2009-ом году режиссер получил главный приз 31-ого ММКФ за фильм "Петя по дороге в Царствие Небесное". Новая картина Досталя — плод совместной работы со сценаристом Юрием Арабовым. И, как можно догадаться по названию, это рассказ о судьбе монаха. Точнее, нового насельника монастыря Ивана Шапошникова, появившегося в обители 200 лет тому назад. Впрочем, пришел монах не один. Его то ли преследуют, то ли сопровождают страшные и неведомые силы. В современной Америке их бы прозвали привидениями и организовали на них охоту. В России их зовут нечистыми, а эту конкретную — Легион. Оказалось, что российский серьезный авторский кинематограф, наконец, пришел к мысли, что нечистую силу можно высмеивать. Поэтому "Монах и бес" едкая, саркастическая комедия, полная неожиданных коленец и выходок.

Кстати о привидениях. Среди специальных показов неожиданная ретроспектива "Охотники за привидениями" и "Охотники за привидениями 2" Айвана Райтмана что, безусловно, порадует многих поклонников франшизы. В первую очередь молодое поколение: увидеть эти комедии 1984 и 88-го года на большом экране у них не было единой возможности. Фильмы вошли в программу ММКФ, поскольку одним из гостей киносмотра стал режиссер Пол Фиг, представивший журналистам отрывки из нового фильма "Охотники за привидениями", запланированного в российский прокат на 28 июля. Оказалось, что работа Фига не продолжение, а перезапуск фильма:

- Сначала мы думали о продолжении, но я никак не мог решить, как его подать. Тем более, что новый зритель может не помнить тех героев: прошло уже 30 лет с тех пор, как вышел старый фильм. И, когда Билл Мюррей решил не возвращаться к роли, мы поняли, что прежний подход к созданию фильма неактуален. Поэтому мы сняли фильм, посвященный новому миру, в котором никто не верит в призраков. И, когда мы поняли, что нельзя возродить старых персонажей, мы стали гораздо свободнее. Конечно, есть много способов ввести охотников в новый мир, но перезапуск – лучшее, что я смог придумать.

- Фильм интересен гендерным сдвигом: на роль "секретарши-блондинки" вы пригласили Криса Хемсворта. Кому принадлежит эта идея?
- Дело в том, что мы со сценаристом хотели, чтобы между персонажами были такие же отношения, как и в оригинале. То есть нам был необходим секретарь, который пришел бы по объявлению. Мы непременно хотели найти кого-то смешного. Криса нам предложил его агент, и я подумал: "Тор в роли секретарши – это круто!" Мы не планировали делать его настолько глупым, но на площадке заметили, насколько он смешон в образе туповатой блондинки и решили двигаться в этом направлении.

- Как реагировал на новый фильм прежний актерский состав? Не ревновали?
- Они сразу нас поддержали. Когда я впервые объявил, что у фильма будет женский актерский состав, Билл Мюррей сам предложил кандидатуры актрис и постоянно интересовался продвижением проекта. Остальные актеры тоже постоянно были готовы помочь – нам это очень помогло, в том числе Сигурни Уивер. Все они получили небольшие камео, чтобы не вмешиваться в основную структуру фильма. Билл играет человека, не верящего в призраков. Когда он увидел, что получилось, сказал: "Вы сделали его идеальным". Они аплодировали стоя.

- Вы угадали со стратегий: чтобы приблизиться к оригиналу, нужно как можно сильнее от него отойти.
- Было очень трудно работать над настолько известным фильмом. Меня постоянно спрашивали: "Кого ты возьмешь на эту роль? А на ту?" Я не хотел сравнений, поэтому сразу исключил мужчин: ни один из современных комедийных актеров не в состоянии сравниться с оригинальными персонажами. В результате, в нашем фильме (как и в первых) снимаются лучшие юмористы нашего времени. Лучше этих актрис никто бы не справился с поставленной задачей, при этом их не будут сравнивать с первым составом.

- Вы верите в привидений?
- Я не особо в них верю, но в детстве, конечно, верил. А потом я начал изучать естественные науки и перестал бояться монстров, но идея их существования мне нравится. Надеюсь, что они существуют.

Если же вернуться к серьезному кино, стоит отметить еще один конкурсный фильм "Память забвения" бразильского режиссера и актера Руя Герры, представителя так называемого Третьего кинематографа. Герра дебютировал в кино в 1962-ом году. За свою жизнь он 24 раза был номинирован на национальные и международные кинопремии, из которых 9 раз становился победителем. Всего же Герра — обладатель 60 наград. Российский зритель помнит режиссера, как участника московского кинофестиваля. В 2004-ом году он привозил свой фильм "ООО Португалия". На сей раз Герра рассказывает о старике, потерявшем память, но встречающем себя в молодости. Оба пытаются найти способ сосуществовать в пространстве одних и тех же невероятных ситуаций. Что, конечно, сопровождается, набором латиноамериканских эмоций и переживаний.

В конкурсе документального кино стоит отметить совместную работу чешских режиссеров Гелены Тржештиковой и Якуба Гейны "Проклятье красоты", посвященную великой актрисе Лиде Бааровой (настоящее имя Лида Бабкова), чья внешность была и величайшим даром и главным проклятием. Баарова совершила страшный путь от звезды предвоенного кинематографа до романа с министром пропаганды Третьего Рейха Йозефом Геббельсом, что сделало ее врагом собственного народа и символом коллаборационизма. Гелена Тржештикова стала свидетелем откровенных признаний Лиды в последние годы ее жизни и рассказала историю той разрушительной любви. Фильм оставляет непростое впечатление: материалы европейских киноархивов и отрывки из известных фильмов актрисы не скрашивают действительности.

В документальном кино уместно вспомнить о фильме "Тень Шамиссо" режиссера Ульрике Оттингер, вошедшей в состав жюри основного конкурса. Интересно, что Оттингер работала как режиссер в драматическом и оперном театрах. Ее также почитают как замечательного фотографа: работы Оттилнегр участвовали на Биеннале в Венеции и Берлине, выставке Documenta. И все же на ММКФ стоит обратить внимание именно на "Тень Шамиссо", премьера которого состояалсь на Берлинском фестивале. Дело в том, что это 12-часовой фильм о путешествии по Камчатке, Чукотке и Аляске, куда режиссер отправилась, вдохновившись дневниками великих географов и естествоиспытателей прошлого. Всего же от путешествия у режиссера осталось 130 часов отснятого материала. В том числе 20 часов интервью и отдельные записи различных звуков. И 300 страниц записей.

В программе "Михаил Кабахидзе: Вовзращение" в первую очередь стоит отметить фильм "Зонтик»". Закончив в 1965-ом году мастерскую Сергея Герасимова, Кабазидзе сотрудничал со студией "Грузия-фильм", ориентируясь на короткометражные и мультипликационные фильмы. Кобахидзе как режиссер снял в Грузии всего пять черно-белых короткометражных фильмов (он уехал во Францию, но и там не был удачлив как режиссер). Так как его стиль был признан формалистическим, и снимать ему удавалось редко. Между тем пантомима "Зонтик" о любви девушки Стрелочника и Зонтика была удостоилась награды Краковского кинофестиваля документального и короткометражного кино.

В программе "К 120-летию студии "Гомон" есть несколько интересных работ. Но в первую очередь внимание привлекает криминальная кинокомедия "Дядюшки-гангстеры" Жоржа Лотнера, считающаяся культовой благодаря остроумным диалогам Мишеля Одиара в 1962-ом году предложившего студии снять фильм по новелле своего друга Альбера Симонена "Виновен или не виновен". Это была третья книга из цикла автора о Максе-"Лжеце", две первые и были удачно экранизированы с участием Жана Габена. Однако на сей раз Габен оказался занят в другом проекте, поэтому главную роль предложили Лино Вентуре. Так Вентура неожиданно для себя превратился в комического персонажа в гангстерском нуаре 50-ых, завершая эпоху этого жанра

Безусловно, необходимо упомянуть, что в программу "Еропейская эйфория: между раем и адом" попала новая работа братьев Дарденн "Неизвестная". Можно бесконечно недоумевать, чем привлекают европейские конкурсы фильмы бельгийских режиссеров, однозначного ответа никто дать не может. То ли своей острой социальной направленностью, то ли актуальностью выбираемых сюжетов или смелостью в работе с историями простых людей, неизбежно одно: работы Люка и Жана-Пьера практически всегда попадают в конкурс Каннского фестиваля. И уже дважды уезжали оттуда, забрав Золотую пальмовую ветвь. "Неизвестная", правда, осталась без награды. На сей раз зрителям предложена криминальная драма из жизни врача, которой придется установить личность погибшей. Врач и рада бы отказаться, но не в состоянии: именно этому пациенту она накануне не открыла дверь.

Завершится фестиваль фильмом режиссера, чье имя говорит о себе безо всяких представлений. Фильмом закрытия назначена "Светская жизнь" Вуди Аллена. Скандального и великого, талантливого и невозможного тирана, бесконечно любящего и, одновременно, равнодушного. На сей раз режиссеру стало интересно, что происходило в 30-ые годы в Голливуде, куда, утомленный жизнью в Нью-Йорке переезжает юный гений. Нетрудно догадаться, что обнаружить в Бобби талант никто не торопится. А вот череду забавных ситуаций и бурную светскую жизнь Лос-Анджелес готов гарантировать даже ему, мальчику на побегушках.