Иэн МакКеллен: я – Гендэльф, Магнето, Гамлет, Ричард Третий, Треплев и Король Лир

Официальный шекспировский посол Иэн МакКеллен привез в Россию фильм "Ричард Третий" и моноспектакль. Британский Совет добавил к этому лекции о влиянии знаменитого драматурга на современный мир, редчайшие шекспировские экранизации, включая еще "немое" кино, и устроил фестиваль "Шекспир в летнюю ночь"

Официальный шекспировский посол Иэн МакКеллен привез в Россию фильм "Ричард Третий" и моноспектакль. Британский Совет добавил к этому лекции о влиянии знаменитого драматурга на современный мир, редчайшие шекспировские экранизации, включая еще "немое" кино, и устроил фестиваль "Шекспир в летнюю ночь" в рамках Года языка и литературы Великобритании и России 2016.

- У вас репутация не просто замечательного актера. Вы, наверное, больше, чем кто-либо другой, сыграли шекспировских персонажей. Это началось в детстве, еще в школьном театре. Потом — Кэмбридж, и театр уже студенческий. Далее — Королевский шекспировский театр. Как вы сами относитесь к героям Шекспира? И, не знаю, сакральный ли для вас вопрос, "а был ли вообще Шекспир"?

- Да, Шекспир, безусловно, существовал. И выглядел ровно так, как на плакате, что у меня за спиной. Этот портрет выставлен сейчас в Третьяковской галерее. Еще немножко там повисит. Шекспир был частью моей жизни с того времени, как мне стукнуло 8 лет. Тогда я впервые увидел шекспировскую пьесу на театральной сцене. И мне стало так любопытно, как же артисты играют, и как получаются спектакли, что я с тех самых пор этим и интересуюсь. А Шекспир меня интересовал и в школе, и в университете. И когда стал профессиональным артистом. Поэтому сейчас, когда говорю о Шекспире, у меня такое ощущение, что я говорю о самом себе. Почему я влюблен в Шекспира, в его пьесы? Потому что Шекспира интересует человек. Он часто пишет про великих мира сего, про полководцев, про великих лидеров мужчин и так же великих лидеров женщин. Но, так как Шекспир гений, он не может при этом не написать всю правду. Вся правда состоит в том, что эти сильные мира сего, точно так же хрупки и уязвимы, как мы, обычные люди. А в этом вопросе Шекспир всецело на стороне обычных людей. И Шекспир пишет не только про великих. Он пишет про таких, как мы с вами. И это настолько же потрясающие и неожиданные вещи, как и, когда он пишет про великих. Еще скажу. 400 лет прошло, как Шекспир умер. Общество очень изменилось. Наше понимание мира, наша картина мира стала гораздо шире. Все изменилось, кроме природы человека. Мы все также влюбляемся, мы все также разлюбливаем, мы ревнуем, мы завидуем, мы испытываем ярость. И все это Шекспир про нас уже знал до того, как мы родились 400 лет спустя.

- Поэтому до сих пор популярны истории, придуманные Шекспиром, все его трагедии, все его пьесы. Поэтому до сих пор во многих театрах мира ставится "Ромео и Джульетта". Мне, кстати, понравилась ваша шутка, когда вы, оценивая технические возможности кинематографа, сказали, что не надо теперь резать по живому, делать пластические операции: вместо скальпеля – компьютер. И вы скоро, может быть, с Мерил Стрип сыграете Ромео и Джульетту. Ту же Мерил Стрип вы звали в проект под названием "Ричард Третий". Кинопроект, который был осуществлен в 95-м году. Вы, игравший спектакль, написали сценарий. И, поняв, что постановка выходит дорогостоящей, пригласили Дени Де Вито, Мерил Стрип сыграть вместе с вами. Правда, потом все поменялось. Но фильм вышел. Сейчас его восстановил Британский институт кино. И в эти дни вы его представляете в России. И Шекспира, и себя, и экранизацию. И фильм будет показан в трех городах – Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге. Чем запал в вашу душу Ричард Третий? И если говорить о Шекспире, объективности, субъективности, которые вы затронули, на самом деле, конечно же, он много чего выдумал про этого правителя. Слоган к фильму – "Я злодей, я ненавижу спокойствие обыденности". А историки утверждают, что Ричард Третий был не таким. Когда вы работали над этой ролью, писали сценарий, вы придерживались только версии Шекспира? И не считали ли вы, что надо к историкам тоже прислушаться?

- Очень длинный вопрос.

- Извините. Просто у меня всего лишь 15 минут, отведенные на интервью вашим агентом. И при этом очень много вопросов, которые хочется задать, которые хочется обсудить.

- Шекспир написал серию пьес, которые называются Хрониками. А Хроники основаны на исторических реально существовавших персонажах. Но это не просто реконструкция истории, это гораздо более интересная штука. Это драмы, которые вышли из воображения Шекспира. А в случае с Ричардом Третьим, безусловно, есть внутреннее напряжение между исторической реальностью и той драмой, которую проделал в своем воображении автор. Не надо забывать, что для Шекспира и современного ему зрителя "Ричард Третий" – это передовица в газете. Шекспир писал, когда на троне была королева Елизавета Первая. Ее дедушка был человеком, который убил исторического Ричарда Третьего. Поэтому нет ничего удивительного, что Шекспир, может быть, немножко преувеличивает отрицательные стороны того персонажа, которого убил дедушка ныне царствующей королевы. А историческая правда и правда воображения автора здесь безусловно во внутреннем конфликте. И чтобы сохранить вот это ощущение того, что герой пьесы — совсем недавний исторический лидер, мы переносим действие для нашего зрителя в нашем фильме в совсем недавнее историческое прошлое современной Великобритании. А как мы знаем, к сожалению, в начале 20 века огромная часть Европы была фашизирована. Муссолини в Италии, Франко в Испании и, конечно, Гитлер в Третьем Рейхе в Германии. На самом деле, слава Богу, что Англии удалось избежать фашизации. Мой Ричард Третий живет в 1930-х годах. Он — король Англии. Он — тиран. Он никогда не существовал в истории. Это все в нашем воображении. Но мы, конечно, не можем не задумываться, а что, если бы Великобритания тоже? И потом, конечно, если ты играешь или снимаешь Шекспира в современных костюмах, ты хотя бы сразу понимаешь, кто или что каждый герой по профессии. Кем он является. А, если ты видишь шекспировскую пьесу, а там все герои в камзолах и в лосинах, то они все выглядят как-то одинаково. Шекспир всегда пишет об обществе в целом. Надо сразу понимать, кто король, кто аристократ, кто политик, кто военный. А в шекспировское время вообще не было такого понятия, как военная форма. А, когда ты используешь современную военную форму, сразу понимаешь, кто генерал, кто рядовой. Поэтому плюс современных костюмов в том, что ты сразу, как зритель, втягиваешься в историю, понимая, кто есть кто. Именно поэтому мы с режиссером решили, что современные костюмы будут правильным выбором. На самом деле, я всегда играю Шекспира в современных костюмах. И, когда мы репетируем, я всегда стараюсь представить, что Шекспир просто выскочил в туалет, и вот-вот вернется. И мне никогда не хочется думать, что он вернется из туалета, зайдет в репзал и скажет: "Что ж вы, твари, творите-то с моей пьесой?!".

- Можно последний вопрос, несмотря на то, что время исчерпано?

- Быстренько, поехали.

- Кто вы — Гэндальф, Ричард Третий, Гамлет, может, Николай Второй?

- Я вам одновременно открою свою собственную тайну и отвечу словами своего любимого автора. У Шекспира есть слова – "Весь мир — театр, и все женщины, мужчины в нем – актеры". Шекспир был одержим идеей театра, тем, что же такое театр. Шекспир, я думаю, верил, что именно театр отличает людей от животных. Потому что мы, люди, к счастью или к несчастью, очень хорошо умеем притворяться, врать, играть роли, носить маски. Животные, конечно, этого всего не умеют. Когда вы спрашиваете, кто я, я понемножку от всех этих людей. Я — конечно, Гэндальф, но в меньшей степени. Магнето и Гамлет, и Ричард Третий, и Король Лир, и Лопахин, и Треплев. Но, в основном, я — конечно, я.