Патриарх Кирилл: победить кризисы может духовно сильный

В московском Храме Христа Спасителя идет пасхальная служба
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил со светлым праздником Пасхи верующих. В эксклюзивном интервью "Вестям" Предстоятель Русской Православной Церкви рассказал, какое значение имеет главный христианский праздник в современном мире.

Православные христиане отмечают Воскресение Христово. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил со светлым праздником Пасхи всех верующих. В эксклюзивном интервью каналу "Вести" Предстоятель Русской Православной Церкви рассказал, какое значение имеет этот главный христианский праздник в современном мире.

- Здравствуйте Ваше Святейшество. Какие традиции в праздновании Пасхи наиболее важны в современной жизни? И вообще – каково место Воскресения Христова в современном секулярном мире?

- Я думаю, что место Пасхи в человеческой жизни, вне зависимости от того, живем мы в секулярную эпоху или в какую другую эпоху, это место всегда очень значительно. Потому что тот духовный опыт, который человек получает от прикосновения к божественной благодати, дарующейся нам через пасхальные богослужения, совершенно уникален. Этот опыт преобразует внутреннее состояние человека. Он запечатлевается в памяти, в сознании, и в тяжелые минуты жизни, когда у человека – скорбь на душе, когда он сталкивается с несправедливостью, особенно, когда он сталкивается с торжествующим злом, именно пасхальный опыт дает силы препобеждать это зло. По одной только причине, что Воскресение Христово есть победа над злом. Поэтому когда мы переживаем радость Воскресения, то испытываем не только добрые хорошие эмоции, что свойственно человеку, но всегда этой радостью пленяется разум человека. Запечатлевается в сознании нечто очень важное и существенное для жизни. И вот это важное и существенное – важно и существенно всегда – для всех народов и для всех эпох.

- Сегодня, в самый первый день праздника, Вы приехали к самым обездоленным, социально неустроенным людям – бездомным. В то же время в нашей церкви иногда слышится такой миссионерский голос, что церковь должна обращаться, прежде всего, к социально активным слоям, к благополучным людям, к молодежи. Есть ли какой-то приоритет миссионерской проповеди у церкви сейчас по категориям людей?

- Церковь призвана обращать свое слово ко всем людям. Мы несем спасение каждому человеку, вне зависимости от его социального положения, от материального достатка, от того, какое место в социальной иерархии он занимает. Душа каждого человека обладает совершенно уникальными характеристиками. Каждый человек уникален. И что еще очень важно помнить: мы все равны перед Богом. Это все наши человеческие игрушки – внешние и социальные отличия, богатство, одежда. А когда мы предстанем перед Господом, то вот этих атрибутов внешних, которые отличают нас – одного от другого, не будет. Мы предстанем перед Господом такими, какие есть, и будем рядом стоять – вне зависимости от того – министр это или бомж. Но еще очень важно помнить замечательную пословицу русскую – не надо "от сумы и от тюрьмы", что называется, "зарекаться". Даже самый благополучный человек, находящийся на вершине социальной пирамиды, богатый, преуспевающий, во мгновение может стать бедным, несчастным и лишенным крова. Ведь этому учит нас книга Иова – замечательный образ богатого человека, который в одночасье оказался на помойке – израненный, изничтоженный, всеми брошенный, умирающий от болезней. И эта же самая книга, кстати, она читается на Страстной Седмице, перед Пасхой, учит нас тому, как человек должен встречать вот такого ряда личные катаклизмы. Внешние обстоятельства жизни никогда не должны разрушить внутреннюю жизнь человека. Он должен сохранить свое самочувствие духовное, он должен сохранить свою веру, а с верой вместе – и надежду. Вот поэтому, мне кажется, очень важно людям благополучным помнить, что рядом с ними – люди неблагополучные, что эти неблагополучные люди, может быть, раньше были тоже преуспевающими, а сегодня таковыми не стали. Поэтому протянуть руку нашим братьям, которые страдают, я думаю, и христианский долг и просто обще человеческий долг. Чем больше мы будем делать добра для других, тем больше добра Господь на нас обратит.

- Ваше Святейшество, сейчас вообще много признаков того, что взаимодействие церкви и общества будет усиливаться. Даже создан специальный синодальный отдел с таким названием. В каких направлениях это взаимодействие представляется Вам наиболее важным? И, например, может ли церковь как-то способствовать нашей стране в преодолении кризиса мирового?

- Когда мы говорим о взаимодействии церкви и общества, мы, в первую очередь, имеем в виду сферу мысли. Вот именно в этой области нужно усилить взаимодействие. Потому что и так наша церковь хорошо работает в социальном плане. Как известно, осуществляется взаимодействие и с армией, и с заключенными, и с учебными заведениями. Но ведь очень много людей в нашем обществе, которые очень плохо понимают – что такое церковь, каково ее место в мире, каково их отношение к церкви. И вот все эти вопросы надо прояснять. Кроме того, надо еще помнить, что очень многие из наших граждан сердцем и умом – в прошлом, в том самом атеистическом прошлом, в котором они сформировались, в том самом атеистическом прошлом, которое сформировало некие стереотипы, в том числе и стереотипы поведения, и отношение к церкви, к вере. Как можно эти стереотипы снять? Как можно пробудить у людей реальный, живой интерес к вопросам, которые имеют не скоропроходящее, а вечное значение? Через серьезный и вдумчивый диалог. Поэтому те учреждения, которые сейчас создаются в церкви, и которые будут работать на стыке церковно-общественных отношений, в первую очередь, должны работать в сфере мысли. Это должен быть интеллектуальный диалог. И одновременно духовный диалог. Вы сказали о кризисе. Кризис, конечно, – опасное явление. Кризис надламывает экономику. Благодаря тем усилиям, которые сегодня предпринимаются, в том числе и властями, многие еще не чувствуют холодного дыхания этого кризиса. Хотя очень многие уже и почувствовали. Так вот для того, чтобы справляться с кризисом, нужно ведь не только хорошо организовывать экономические какие-то действия и выстраивать экономическую политику. Для того чтобы справляться с кризисом, надо быть внутренне сильным человеком, хорошо организованным. И вот для того, чтобы народ наш был способен этот кризис преодолеть и любые другие кризисы – и внутренние и внешние, духовно народ должен быть сильным. Только сильная нация способна решать задачи, которые перед ней стоят. Откуда взять эту силу? Из рекламы и все повышающегося уровня потребления? Из наслаждений, который нам этот безбожный образ жизни предлагает? Никогда. Человек, который живет таким образом, становится мягкотелым, слабым, неспособным не то что кризисы препобеждать, неспособным даже с легкими стрессами справляться. Смотрите, какие сейчас все раздражительные. Едем на машине. Кто-то там перестроился не так. Ну, готовы же растерзать! Открывают окно – кричат страшные слова. Дай такому человеку оружие – стрелять начнет. Это о чем свидетельствует? О слабости, о надломленности, о неспособности даже легкий стресс преодолеть внутренней своей силой. Что ж говорить о кризисах. Так вот для того, чтобы сильными мы были, нам надо научиться друг с другом общаться, друг с другом мирно жить. А все это возможно когда в сердце – вера, когда человек воспитывается в совершенно конкретной системе нравственных ценностей. Вот для того, чтобы применительно к каждой конкретной ситуации иметь ясное понимание того, как нужно себя вести, что нужно делать, и необходим реальный диалог церкви и общества. Не по отвлеченным вопросам, а по тем конкретным, которые касаются жизни людей.

- Ваше Святейшество, последний вопрос – обратим внимание во внешний мир. Каковы сейчас важные принципы межхристианского и межправославного диалога? Ожидаете вы какого-то существенного развития отношений с другой крупнейшей апостольской церковью – Римско-каталической в ближайшее время?

- На протяжении десятилетий у нас уже осуществляется диалог, и он идет по нескольким направлениям. Последние годы усилилось наше взаимодействие в сфере общего свидетельства христианских ценностей вот этому безбожному современному миру. Духовный кризис на Западе очень глубокий. Там не было вот того атеизма, через который мы прошли. Там было внешнее благополучие, в том числе благополучно выглядела и религиозная жизнь. Но в какой-то момент все стало рушиться. И вот это духовное обрушение основ жизни сегодня очень ослабляет западное общество, которое проходит тоже через стрессы, переживания. Современная цивилизация бросает огромные вызовы человеческой личности. И вот эти вызовы можно принять, только будучи сильным, духовно сильным. И христиане на Запале, к сожалению, не всегда способны поддержать свой народ. Я не буду долго распространяться на эту тему. У меня есть собственные ответы, почему это происходит. Но я хотел бы сказать, что сегодня очень многие верующие люди на Западе понимают необходимость усиления религиозных основ жизни. И вот на международной арене вместе с представителями Католической церкви мы очень активно свидетельствуем о важности сохранения этих религиозных основ жизни и о сохранении христианской системы ценностей в европейской цивилизации.

- Спасибо Ваше Святейшество!

- Я хотел бы еще и еще раз поздравить всех со светлым и радостным праздником Святой Пасхи! Христос Воскресе!