Тема:

В Сирии сбит российский Су-24 2 года назад

Начал с извинений: Эрдоган выполнил первое из трех условий Москвы по сбитому Су-24

Президент Турции Эрдоган извинился за гибель российского пилота Олега Пешкова. Свои сожаления он выразил в специальном письме Владимиру Путину. По словам Эрдогана, сбивать самолет Турция не хотела. Спустя семь месяцев после инцидента, Анкара выполнила первое из трех условий, выдвинутых Москвой.

Президент Турции Эрдоган извинился за гибель российского пилота Олега Пешкова. Свои сожаления он выразил в специальном письме Владимиру Путину. По словам Эрдогана, сбивать самолет Турция не хотела. Спустя семь месяцев после инцидента, Анкара выполнила первое из трех условий, которые Москва выдвинула для начала нормализации отношений между двумя странами. Осталось возместить ущерб и наказать виновных.

В письме, отправленном Владимиру Путину, извинения, глубочайшие сожаления и надежда на то, что отношения России и Турции улучшатся в самое ближайшее время.

"У нас никогда не было желания и заведомого намерения сбить самолет, принадлежащий Российской Федерации. Я хочу еще раз выразить свое сочувствие и глубокие соболезнования семье погибшего российского пилота и говорю: извините. Всем сердцем разделяю их боль. Семью российского пилота мы воспринимаем как турецкую семью. Во имя облегчения боли и тяжести нанесенного ущерба мы готовы к любой инициативе", — подчеркнул в письме Реджеп Тайип Эрдоган.

Россия для Турции — друг и стратегический партнер, продолжает Реджеп Эрдоган, подчеркивая, что отныне готов делать все возможное для восстановления утраченных связей. Эрдоган полагает, что первые шаги им уже сделаны. Например, арест гражданина Турции Алпарслана Челика, чье имя, как сказано в письме, ассоциируется с гибелью российского пилота.

В открытом доступе есть, фактически, признание Челика сразу после инцидента. Он на сирийской земле вместе с другими боевиками держит в руках кусок парашюта и говорит: "Мы все стреляли. Пилот погиб еще в воздухе".

Никто на него не давит и не заставляет делать признание. Вместе с Челиком, боевиком из "Серых волков", были задержаны еще 16 человек.

Черным днем в отношениях Москвы и Анкары стало 24 ноября 2015 года. Тогда российский бомбардировщик, наносивший удары по террористам ИГИЛ, был сбит турецкими ПВО. Пилоты катапультировались. Константин Мурахтин выжил, а Олег Пешков был расстрелян боевиками с земли.

"Взяв на себя все риски и приложив большие усилия, мы забрали тело погибшего российского пилота у сирийских оппозиционеров и привезли его в Турцию. Организация предпохоронных процедур была проведена в соответствии с религиозными и военными процедурами. Вся эта работа была проведена нами на уровне, достойном турецко-российских отношений", — отмечается в письме турецкого президента в Кремль.

Последние месяцы экономика Анкары несла миллиардные потери. И в первую очередь досталось туриндустрии, которая приносила Турции огромные деньги. Приморские провинции, улицы курортных городов, пляжи опустели. Бизнес потерял 15 миллиардов долларов.

"Никто не ожидал, что настолько упадет посещаемость, потому что наш отель в это время всегда заполнен", — отмечает турецкий отельер.

Во многом, как отмечают эксперты, письмо Эрдогана — это результат грамотной работы российских дипломатов. Позиция Москвы все это время была незыблема. Двусторонний диалог может быть продолжен только после извинений и выплаты компенсации. Решение было за Анкарой.

"Президент Турции нашел в себе мужество сказать те слова, которые мы от него все ожидали все это время. Он принес извинения за происшедшее. Он обозначил свою заинтересованность в развитии отношений с Россией как со стратегическим партнером. Но при этом нужно понимать, что разногласия между Россией и Турцией значительно глубже. Они касаются отношения к причинам и к ходу, к возможным результатам урегулирования ряда конфликтных ситуаций сейчас в Сирии, не в последнюю очередь в Ираке, в ряде других конфликтных точек. И здесь мы будем ожидать от Турции такого же пересмотра, если хотите, их подходов", — поясняет председатель комитета Совета Федерации Российской Федерации по международным делам Константин Косачев.

В экспертном сообществе гадают, что же будет дальше с туристическим потоком, с "Турецким потоком" — строительством газопровода по дну Черного моря. Масштабный проект, судя по всему, может возобновиться. В "Газпроме" уже заявили, что готовы к переговорам. А что будет с сотрудничеством в военной сфере? Министр обороны Турции заявил, что ожидает серьезного прогресса. Как бы там ни было, первый шаг сделан.

"Президент Турции Реджеп Эрдоган извинился перед Путиным, извинился перед семьей погибшего, обещал компенсировать потери. Это возможное начало нового диалога в российско-турецких отношениях", — отмечает политолог Вячеслав Никонов.

В письме Эрдоган выражает надежду на то, что вместе с Россией можно будет бороться с кризисом в регионе и воевать с террористами. Теракты, сотрясающие турецкие города, лишнее подтверждение тому, что радикализм — угроза всему миру, от которой не застрахован никто.