Балет-кома

В Большом театре – последняя премьера сезона. Интригующая. Российско-британская "Ундина" на музыку Ханса Вернера Хенце, которую поставил Вячеслав Самодуров, лауреат трех "Золотых масок". По словам хореографа, это балетный триллер, сон, из которого не возвращаются.

В Большом театре — последняя премьера сезона. Интригующая. Российско-британская "Ундина" на музыку Ханса Вернера Хенце, которую поставил Вячеслав Самодуров, худрук Екатеринбургского театра оперы и балета, лауреат трех "Золотых масок". По словам хореографа, это балетный триллер, сон, из которого не возвращаются.

Сплошные пробежки, почти без пауз. Дыхание танцовщиков не успевает восстановиться. "Я хотел использовать возможности труппы на полную катушку, – говорит хореограф Вячеслав Самодуров. – И оторвался!"

- Это – как последний сон человека, это его побег и гибель в фантазиях. Под сном можно, конечно, подразумевать всё что угодно. Это как последний сон человека, из которого он каким-то образом не совсем вернулся. Так что, может быть, это и хеппи-энд. Иногда это лучше, всегда есть надежда на что-то другое.

- Кома такая…

- Кома. Будем считать, да, балет-кома.

Хореография, как сама музыка – сложная, напряженная. "Судите сами, — говорит пианист-концертмейстер Алексей Мелентьев, виртуозно сыграв из "Ундины" соло. – И это только фрагмент партитуры!" "Хочется, чтобы в итоге был интересный спектакль, – отвечает на вопрос про ожидания и на просьбу оценить хореографию молодого хореографа директор балета Большого театра Махар Вазиев. – Чтобы он был какой-то провокацией – художественной и творческой, что, мне представляется, уже есть.. Вообще, сам Самодуров – сплошная провокация."

Пот в три ручья и сбивчивое дыхание – за кулисами. На сцене же – легкость, спецэффекты, превращающие балет в инсталляцию, конструктивистские декорации, придуманные англичанами, и необычные, словно бумажные, костюмы. По словам художника Елены Зайцевой, "это такая ткань, из которой можно шить костюмы, а также она прекрасно поддаётся художественной обработке. Из этой же белой бумаги сделаны и серебристые костюмы – чтобы девочки были похожи на косячок рыб".

Таков замысел хореографа – не привычные русалки, а существа. Как в пугающих, но манящих грезах. Исполнительница партии Ундины Екатерина Крысанова представила себя водомеркой: "Которая скользит по воде, и старалась парить над сценой, но при этом чтобы у зрителя возникало ощущение, что я как бы над водой скольжу, и чтобы это было и легко, и неожиданно, и, может быть, даже было непонятно, летаю я сейчас, плыву или скольжу, чтобы это было запутано".

Руководство Большого театра волнуется, но доверяет. Вячеслав Самодуров – выпускник Вагановской академии, блестящий танцовщик, солировавший в Мариинском театре, Нидерландском национальном и Королевском в Англии. За пять последних лет, уже как хореограф, вывел в лидеры балет Екатеринбурга, удостоился трех "Золотых масок". Теперь – премьера в Большом. Изощренная музыка Хенце – из английской "Ундины" Фредерика Аштона. Либретто Вячеслав Самодуров написал сам. Как считает солист, исполнитель партии Беглеца Игорь Цвирко, "зритель иногда не будет понимать, что происходит, но найдет объяснение, потому что мы так устроены – находим смысл даже в абсурдных вещах".

Сейчас никто не рискнет предположить, что ожидает Большой театр под занавес сезона – успех или провал под названием "Ундина". Но общее закулисное ощущение – выходит что-то необыкновенное. Как сказал исполнитель главной партии, затруднившись определить стиль: "Здесь такого еще не видели".