Тема:

Акт Магнитского 2 года назад

У режиссера фильма про Магнитского вновь возникли проблемы

В Москве состоялась премьера скандального фильма-расследования "Закон Магнитского. За кулисами". Именно разоблачение Браудера оказалось главной темой фильма, который задумывался режиссером Андреем Некрасовым с совсем другой целью. И у Некрасова снова возникли проблемы.

В Москве состоялась премьера скандального фильма-расследования "Закон Магнитского. За кулисами". Этот фильм не удалось показать в Брюсселе, когда здание Европарламента фактически заблокировала охрана финансиста Уильяма Браудера. Именно разоблачение Браудера оказалось главной темой фильма, который задумывался режиссером Андреем Некрасовым с совсем другой целью. И у Некрасова снова возникли проблемы.

Стоило режиссеру Андрею Некрасову появиться в фойе кинотеатра, как вокруг уже огромное количество камер. Это третий по счету показ фильма расследования Андрея Некрасова "Акт Магнитского. За кулисами".

Их заранее предупредили: будет много документов, цифр. Чтобы доказать, что история аудитора Сергея Магнитского, якобы убитого в московском СИЗО за разоблачение коррупционных схем, — не более чем выдумка британского финансиста Уильяма Браудера, на которого работал Магнитский, понадобилось больше двух часов. Будний день, полночь. Зрители не расходятся. От автора, которого невозможно даже заподозрить в симпатиях к российской власти, такого не ожидали.

"Господа либералы, я — абсолютно такой же либерал, я читал это все по-английски, — говорит Андрей Некрасов. — Ну это же выдумка. Всем жалко — да, человек , умер, но это же выдуманная история! Мы все абсолютно зомбированы здесь. Но в этой-то истории конкретной почему не включить мозг?".

Он и сам — Некрасов — не скрывает: его включил не сразу. В фильме — две части. В первой — художественной — актеры, бутафорская тюрьма в стиле 37-го года, дубинками — толпой на одного. По буквам — все, как режиссеру рассказывал Уильям Браудер, — человек, с чьих слов западный мир узнал о Магнитском. Сюжет, достойный блокбастера: разоблачитель страдает в тюрьме за то, что якобы вскрыл гигантскую коррупционную схему на сотни миллионов долларов. Жируют полицейские Карпов и Кузнецов — написано на сайте Браудера.

"В ходе допроса Сергей подтвердил свои показания от 5 июня 2008 года по поводу раскрытия преступления в отношении фонда Hermitage и по поводу участия в преступлении Артема Кузнецова и Павла Карпова", — утверждает Браудер", — это выдержка из аннотации. На сайте Браудера ее написали якобы для того, чтобы западному зрителю было проще разобраться в бумажках на русском. 5 подготовленных предложений вместо 17 страниц. Когда режиссер Некрасов вгляделся в оригинал документов (их до сих пор с сайта может распечатать любой желающий), а после еще и встретился с тем самым Карповым, сценарий начал разваливаться на глазах.

"В одном из них не упоминается вообще ни одной фамилии — ни моей, ни Артема Кузнецова, в другом документе – действительно, Магнитский упоминает мою фамилию, лишь описывая те мои законные действия, связанные с расследованием уголовного дела, — рассказывает Павел Кузнецов. — И ни в коем разе нигде не делает заявления о том, что я совершал какие-либо незаконные действия в отношении имущества их компаний. К сожалению, никто не любит читать документы".

Тому, как расширяются глаза у западных политиков, которые лоббировали закон Магнитского, и только после узнали, на чем строились обвинения, в фильме посвящено сразу несколько эпизодов. "Извините, Магнитский, наверное, в гробу переворачивается от того, как склоняют его имя, используя в политических целях, в корыстных целях", — говорит Андрей Некрасов.

В 2009-м страдающий тяжелыми заболеваниями Сергей Магнитский умер в тюрьме. Браудер стал гастролировать по миру и требовать санкций против Москвы. "Во-первых, это деньги, во-вторых, это грязная политика, — считает председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. — Находятся компании, в которых работают какие-то люди, которые якобы из "списка Магнитского" и дальше эти компании привлекаются к санкциям, причем привлекаются не наши компании, а привлекаются западные большие корпорации, чтобы с них получить штрафы в виде денег".

"Величайшая афера XXI века, — говорит журналист Олег Лурье. — Сама история с Магнитским, когда смерть человека, трагическую смерть — по состоянию здоровью, просто использовали — как в России, так и на Западе".

Западная реакция на фильм Некрасова сейчас пробивается словно трава сквозь асфальт. Но одна за другой. "Увлеченный и эмоциональный создатель фильма Некрасов представил свое творение, в котором Браудер показан лжецом, что вносит некоторую сумятицу в нашу западную политкорректность, — пишут западные СМИ. — Нетрудно понять, почему Браудер делает все, чтобы остановить показ фильма Некрасова. Фильм просто "убивает" человека, на котором Запад во многом основывал свою политику ограничений в отношении России".

"Это очень серьезный пример тому, как художник может, двигаясь по материалу, двигаясь в поисках правды, вдруг обнаруживать, что правда, про которую он, так сказать, думал, что она такая, оказывается совсем другой, — рассуждает народный артист России, режиссер Никита Михалков. – Это поступок, а люди, которые совершают поступок, и мужчины, которые совершают поступки, я их уважаю".

Распространение фильма Браудер пытается остановить любыми способами. Показы уже запрещали в Европарламенте, на кинофестивале в Норвегии, на европейских телеканалах. Кто-то даже пытался взломать сервер компании-производителя, чтобы получить доступ к материалам фильма. Несмотря на это, в Интернете все больше статей о том, что миф Магнитского, наконец-то, разоблачен. Сам режиссер говорит — вода камень точит — и готовится к новым показам.