Кольский залив очищают от мусора и затонувших судов

В Мурманске началась масштабная операция по очистке Кольского залива. Перед специалистами стоит непростая задача – поднять со дна тонны бытового мусора и затонувшие суда. Сколько их под водой, только предстоит определить водолазам и специальному глубоководному роботу.

В Мурманске началась масштабная операция по очистке Кольского залива. Перед специалистами стоит непростая задача – поднять со дна тонны бытового мусора и затонувшие суда. Сколько их под водой, только предстоит определить водолазам и специальному глубоководному роботу.

На дне бухты почти не видно дна. Когда-то здесь был причал рыболовецкого колхоза "Ретинский", но сейчас и поселок, и пирс заброшены. Водолаз Сергей Шевелев видел много всего на глубине. Но такую картинку – с 10 метров – на берег передает впервые. "Двигатели, кабели, покрышки, краболовки, бытовой мусор. Все это надо будет поднимать и очищать воду", — рассказывает водолаз.

Очистить Кольский залив от мусора – задача федеральной программы. Ее частью стал пилотный проект по очищению бухты в Ретинском. Первый этап — обследование дна. Затем будет уборка, которая должна закончиться уже в следующем году.

"В рамках этого проекта будут подниматься только остатки неопознанных металлоконструкций, мусор затопленный. Если будут обнаружены объекты, имеющие опознавательные знаки, они подниматься не будут, их включат в программу очистки для последующих работ", — пояснила Оксана Носарева, и.о. министра природных ресурсов и экологии Мурманской области.

Сколько металлического мусора хранит Кольский залив, не может сегодня сказать никто. Работы по очистке не проводились никогда.

Самые проблемные районы известны – там, где когда-то располагались военные части, судоверфи и рыболовецкие предприятия. На дне есть целые корабли.

"Это мешает нашей экологии. Вы видели, сколько всего валяется ржавого, мы не знаем, что в трюмах находится, где-то, может, мазут остался, где-то топливо", — говорит руководитель группы "Ликвидация ядерного наследия Арктики" ФГУП РОСРАО Владимир Хандобин.

Место для разделки поднятого мусора судов определено и даже готово. Конкурс уже выиграла одна из местных компаний, которая занимается разделкой судов. Металл, как и сейчас, будут резать на одинаковые листы и дальше отправлять в порт. Его покупают Испания и Израиль.

Кольский залив имеет разную глубину. После полного обследования, сроки которого тоже не определены, будет составлена программа ликвидации подводного мусора в заливе. Пилотный проект в Ретинской бухте должен дать ответ — сколько и чего затоплено по берегам, и сколько денег потребуется, чтобы очистить всю акваторию.

Обследовать весь Кольский залив самостоятельно — а это акватория в 402 квадратных километра — водолазам, конечно, нереально. Уже на днях в Мурманск из Санкт-Петербурга привезут специальный робот-водолаз. Кроме того, задействуют и гидрографическое судно Северного флота.