Борис Джонсон отказался от премьерских амбиций


фото: Global Look Press

Бывший мэр Лондона Борис Джонсон, активный сторонник выхода Британии из ЕС, которого букмекеры считали наиболее вероятным кандидатом на пост премьера после ухода Дэвида Кэмерона, неожиданно заявил об отказе от выдвижения. Кто же станет новым премьером, который возглавит Британию уже этой осенью?

Политический вакуум, наступивший в британской политике после того, как премьер-министр Дэвид Кэмерон, агитировавший сограждан против выхода из ЕС, признал своё поражение на референдуме 23 июня и заявил о намерении уйти в отставку, продолжает расширяться. На этот раз о своём отказе от выдвижения на пост премьера заявил бывший мэр Лондона Борис Джонсон – один из самых ярких представителей правящей Консервативной партии, который до сегодняшнего дня считался наиболее вероятным кандидатом на пост главы государства.

О своём решении Джонсон объявил после 10-минутной речи, в которой бывший мэр рассказывал о задачах, стоящих перед следующим премьер-министром. "Я должен вам сказать, друзья, которые верили и ждали кульминации этой речи, что, проконсультировавшись с коллегами ввиду обстоятельств в парламенте, я принял решение, что этом человеком не смогу быть я". Таким образом, фаворит гонки за премьерский пост сошёл с неё ещё до её начала, обескуражив журналистов и избирателей.

Впрочем, признаки того, что в Консервативной партии всё не так гладко, появились ещё до этого, когда о своём намерении баллотироваться на премьерский пост столь же неожиданно заявил министр юстиции Майкл Гоув, который ранее активно поддерживал выдвижение Джонсона. Однако теперь Гоув, близкий друг Кэмерона, который, тем не менее, агитировал за "Брекзит", заявил, что "неохотно пришёл к выводу, что Борис не сможет обеспечить лидерство и создать команду, необходимую для выполнения текущих задач".

Наблюдатели указывают на то, что перераспределение ролей между Джонсоном и Гоувом во многом стало реакцией на выдвижение министра внутренних дел Терезы Мэй. После того, как о её решении стало известно публике, многие издания начали называть её кандидатом для тех, кто готов голосовать "за кого угодно кроме Джонсона". Вместе с тем, сама Мэй позиционирует себя как кандидата от рабочего класса в противовес Джонсону и Кэмерону, закончившим Итон – одно из старейших и престижнейших высших учебных заведений страны, где учатся, в основном, потомственные аристократы и политики. Слабым местом Мэй является её агитация против выхода из ЕС: хотя после объявления результатов голосования она и заявила "Брекзит так Брекзит", многие британцы, в том числе, и депутаты парламента, хотели бы видеть на премьерском посту человека, изначально настроенного на проведение независимой от ЕС внешней политики.

Впрочем, здесь у Мэй есть конкуренты. Вскоре после её заявления о намерении выдвигаться на пост премьер-министра с аналогичными намерениями выступил министр пенсионной системы Стивен Крэбб, который также позиционирует себя как "голубого воротничка", чей профессиональный путь начался за прилавком районного магазина. О своих премьерских амбициях также заявил бывший министр обороны Лиам Фокс, активно поддерживавший "Брекзит". При этом вакуум власти затронул не только консерваторов, но и оппозиционных лейбористов, которые накануне вынесли вотум недоверия своему лидеру Джереми Корбину. Неспособность британских политиков оправиться от последствий "Брекзита" напрямую отражается на волатильности рынков и злит избирателей, избравших для своей страны отдельный от Европы путь.

В Великобритании действует парламентская демократия, поэтому после отставки премьер-министра общенациональные выборы не проводятся. Вместо этого в правящей Консервативной партии пройдёт внутреннее голосование, которое определит, кто из двух наиболее популярных кандидатов станет лидером партии и автоматически [формально – после утверждения королевой] – премьер-министром страны. В пресс-службе консерваторов сообщают, что намерены выбрать нового лидера до 9 сентября, и работают изо всех сил, чтобы успеть в срок.