Загадки дома Пашкова

В понедельник состоится торжественное открытие читальных залов знаменитого дома Пашкова
В понедельник состоится торжественное открытие читальных залов знаменитого дома Пашкова
Торжественное открытие читальных залов знаменитого дома Пашкова состоится в понедельник, после двадцати с лишним лет реставрационных работ. Внутреннее убранство и интерьеры воссозданы в первоначальном виде, какими они были в 1861 году.

Торжественное открытие читальных залов знаменитого дома Пашкова состоится в понедельник, после двадцати с лишним лет реставрационных работ. Внутреннее убранство и интерьеры воссозданы в первоначальном виде, какими они были в 1861 году.

На закате солнца, высоко над городом, на каменной террасе одного из самых красивых зданий Москвы находились двое – Воланд и Азазелло. Снизу их никто не мог видеть, но им самим город был виден почти весь. Более чем за 150 лет до Булгакова немецкий путешественник Иоганн Рихтер назвал дом Пашкова волшебным замком. А в XIX веке историк Михаил Веневитинов писал, что это одно из изящнейших зданий всей России. Современные исследователи добавили бы: и самое загадочное.

Загадка первая – авторство дома.

"Есть разные точки зрения. Кто говорит – Казаков, кто – Баженов. Мы считаем, что Баженов, – рассказывает реставратор Владимир Городецкий. – Во время пожара 1812 года сгорели все документы на бельведере".

Дом Пашкова был построен в 1784-86 годах по заказу капитана лейб-гвардии Семеновского полка Петра Пашкова, сына денщика Петра Первого.

"Вот это дом Пашкова до пожара, – показывает старые рисунки доктор архитектуры Сергей Заграевский. – Бельведер сгорел и его перестроил архитектор Бове. К саду лестниц никаких не вело. Та лестница, которая от дома идет на Моховую улицу, это тридцатые годы".

Загадка вторая: почему Баженов повернул к Кремлю не парадный вход, а задний фасад. По одной из версий, это месть обиженного архитектора.

"Баженов в то время был опальным архитектором, – говорит Владимир Городецкий. – Императрице не понравился Царицынский дворец, потом он запроектировал Большой Кремлевский дворец, который тоже не понравился".

"Не стоит искать умысла там, где все объясняется практическими соображениями, – считает Сергей Заграевский. – Холм обрывается к Кремлю очень круто, а от Кремля в сторону поля – гладко. Не подъедешь на каретах в парадный двор по такой крутизне".

Как бы то ни было, но в преимущественно двухэтажной тогда Москве новый дом на Ваганьковском холме против Боровицкого явно соперничал с Кремлем. К тому же это было единственное светское здание, из окон которого можно заглянуть внутрь кремлевских стен.

"Об интерьерах дома Пашкова нет никаких воспоминаний, – говорит реставратор Светлана Утва. – При том, что среди родственников Пашковых числится Зинаида Волконская, Евдокия Ростопчина; здесь бывали Александр Сергеевич Пушкин с супругой Натальей Николаевной. Масса воспоминаний, но ни слова об интерьерах".

Недостаток информации подогревает фантазию. Так возникла легенда о зале Наташи Ростовой. Якобы Толстой, часто бывавший в доме Пашкова, именно об этом зале писал в сцене первого бала.

"Между собой мы его называем залом Наташи Ростовой, что, может быть, и не совсем верно, но заманчиво", – признается Владимир Городецкий

Не менее заманчиво звучит и легенда об императорском балконе. Она даже получила живописное подтверждение.

"Сюжет этой исторической картины связан с пребыванием в Москве в 1818 году прусского короля Фридриха Вильгельма III, – объясняет старший научный сотрудник Третьяковской галереи Любовь Захаренкова. – По некоторым сведениям, прусский король, оказавшись на бельведере дома Пашкова и увидев разоренную в 1812 году Москву, встал на колени и поблагодарил столицу за спасение его государства. Эта картина была написана в 1896 году Матвеевым".

Место, где император опустился на колени, отмечено на балконной решетке маленькой короной. Когда писалась картина, дом Пашкова перестал быть частным владением. Здание опустело и перешло в казну в 1839 году. Какое-то время здесь был дворянский университет, потом мужская гимназия, а с 1861 года указом Александра II сюда из Петербурга перевели коллекцию раритетов графа Николая Румянцева.

"Здесь был манеж. Это была отдельная от дома Пашкова постройка, которая позднее была соединена с домом коридором, – рассказывает Светлана Утва. – Когда сюда переехал из Петербурга музей Румянцева с библиотекой, этот зал был его первым читальным залом и залом свободного доступа".

Сначала в доме Пашкова книги соседствовали с музейными раритетами. Для подаренной императором картины "Явление Христа народу" даже построили специальное помещение. Ивановский зал пока не восстановлен, зато после затянувшейся на 20 лет реставрации возрождены чугунная винтовая лестница – ровесница дома, и румянцевский зал. Реставраторы уверяют, что он выглядит так же, как в 1861 году, только освещение тогда было другое. Теперь читальный зал оборудован специальными лампами, свет которых не наносит вреда рукописям.

"Главная проблема в чем заключалась? Нужно было сохранить само историческое здание, его атмосферу, и сделать так, чтобы это была современная функциональная библиотека", – говорит генеральный директор Российской государственной библиотеки Виктор Федоров.

Во время реставрационных работ строители столкнулись с еще одной загадкой дома Пашкова. Когда прокладывали коммуникации, наткнулись на старинный колодец.

"Его диаметр – 5 метров, глубина – 12 метров, находится на отметке минус шесть. Есть одна версия, что это был тайный ход. Спускаясь на дно, где текла река, можно было нажать какой-то камень, вода уходила в другое русло, и по сухому руслу можно было пройти к библиотеке Ивана Грозного", – говорит Владимир Городецкий.

Пока энтузиасты разгадывают тайну библиотеки Ивана Грозного, Российская государственная библиотека уже вернула в дом Пашкова три своих отдела – рукописи, нотный и картографический.

"Мы видим свою задачу и в том, чтобы библиотека была не простым учреждением, где выдают для прочтения книги, а чтобы она была активным культурным центром", – считает Виктор Федоров.

В доме Пашкова проходят концерты и устраиваются уникальные выставки. А каменная терраса уже дважды становилась съемочной площадкой. Здесь совсем недавно французская звезда Изабель Аджани позировала для фотопроекта "Мастер и Маргарита", а 5 лет назад режиссер Владимир Бортко снимал одну из финальных сцен этого романа.