Собянин решил очистить Москву от "уродских объектов"

Москвичи – существа специальные, если не сказать "странные". Полагают себя невероятно продвинутыми, но в то же время страшно консервативны, иной раз до какого-то отчаянного упрямства, мол, и это теперь не так, и это не сяк.

Москвичи — существа специальные, если не сказать "странные". Полагают себя невероятно продвинутыми, но в то же время страшно консервативны, иной раз до какого-то отчаянного упрямства, мол, и это теперь не так, и это не сяк. Занятно, что иной раз охранительные инстинкты свойственны тем, кто помоложе. Недавно одна молодая критикесса действий столичной мэрии возмущалась реконструкцией, затеянной на Тверской улице: верните, как было.

"Как было" — это чтобы на Тверской опять были липы. И они появятся по результатам затеянной реконструкции. Впрочем, был момент, когда многие запаниковали, потому что плох тот москвич, кто не испытывает практически родственные чувства к троллейбусному маршруту "Б", что десятилетиями ходит по Садовому кольцу. Естественно, многие прямо взвились, когда появился слух, что этот троллейбус исчезнет.

До "Б" на этом маршруте уже исчезли "Б"-конка и "Б"-трамвай. Так что если доводить борьбу за исторический облик до абсолюта, до абсурда, то что, конку надо восстанавливать? А еще слух неверный – троллейбус "Б" очень даже остается. На широченном Садовом кольце троллейбусные провода и не видны. А когда провода исчезли на более узких Покровке и Маросейке, стало ясно, какие же архитектурные красоты мы не видели за проводами до этого!

Садовое кольцо. Отрезок от Старого Арбата до Долгоруковской. Там прибавится деревьев и по-настоящему европейского комфорта, даже шика для горожан.

После того как в порядок уже приведены Большая Дмитровка и Пятницкая, в планах — такое обустройство уже и переулков. Например, "разглаживание морщин" ожидает милые сердцу любого москвича, но, конечно, заметно обветшавшие переулки Крестовоздвиженский и Староваганьковский. Также на реконструкции в центре одновременно еще 52 улицы. В этой связи многие спрашивают: не слишком ли много улиц поставили на реконструкцию сразу? Об этом "Вести в субботу" спросили мэра столицы Сергея Собянина. Но сначала — два слова о том, где он назначил встречу.

В теперь уже далеком 1966 году один из проспектов, построенный на месте снесенных староарбатских кварталов, получил Гран-при в Париже, но с тех пор и он — бывший Калининский, а ныне Новый Арбат — заметно обветшал. Теперь здесь ведутся грандиозные работы. Что будет? С южной стороны — настоящий бульвар. Там будут клены и лиственницы. С более узкой северной стороны — красные дубы. А еще — остановки с Wi-Fi и так далее. Но пока это выглядит так, что, конечно, многих этим летом раздражает.

О том, что будет и сколько еще ждать, мэр Москвы Сергей Собянин рассказал "Вестям в субботу".

- Сергей Семенович, ну и место для встречи вы нашли. Я уже до начала интервью был раздосадован. Это бывшая парковка! Где же теперь парковаться, подумал я, но потом за углом спокойно припарковался на подземной стоянке.

- На самом деле парковка здесь будет сохранена. Может быть, в меньших объемах, но она будет.

- Когда Дмитрий Медведев на съезде "Единой России" говорил о новой городской среде, я решил к вам обратиться. Лично мне нравится. Что приоритетно для вас в этой реконструкции?

- Мы этим благоустройством занимаемся все шесть лет. Шестой год я — мэр города. Но все предыдущие годы упор делался на другое. Комфортная среда — это не только центральная улица Москвы. Это ваш подъезд, ваш двор, скверик, который расположен рядом с вами.

- И начиналось-то все как раз во дворах.

- Это огромный проект — 20 тысяч московских дворов. Это огромное количество спортивных детских площадок, хоккейных коробок, различных скверов и так далее. Мы по 50 новых парков делаем в год. И продолжаем эту работу. Всего 450 парков в Москве уже сделано и обустроено — это колоссальный объем, огромный! После реконструкции магистралей мы реконструировали Каширку, Варшавку, Проспект мира и так далее. И только потом мы вышли на интенсивные работы в центре. Поэтому когда нам говорят, что мы занимаемся историческим центром, а не городом, это все не так. Две трети работ проводятся именно на периферии города.

- Но что же все-таки будет в центре?

- В каждом городе есть центральная улица, которой гордятся горожане. Вы гордились Новым Арбатом?

- Я достаточно зрел, чтобы помнить, что он даже назывался Калининским проспектом. Я даже знаю, что в 1966 году архитектор Посохин получил за него Гран-при. На его месте была Собачья площадка, которая существовала со времен Ивана Грозного. Но в целом мне здесь никогда не нравилось. Панельные дома…

- Абсолютно верно, черт знает что на той стороне! И наша задача, чтобы люди гордились главными улицами Москвы, которые все знают, чтобы они не хотели пробежать быстрее их и забыть, а наоборот, наслаждались ими и говорили: у нас такой классный город! Кстати, по поводу домов-книжек. Мы реализуем проект по их реконструкции, создали там гостиницу. Два дома уже куплены инвесторами у мэрии Москвы. Есть обязательства по созданию там гостиниц, поэтому они будут реконструироваться. Естественно, здесь будет уже другая среда.

- Стоило ли реконструировать сразу 52 улицы? Насколько это своевременно?

- В Москве три с половиной тысячи улиц.

- Я имею в виду 52 центральных улицы.

-- Это не 52 улицы в центре. Их меньше. Если бы мы даже в центре делали по одной-две улицы, это лет на 150. Мне хотелось бы, чтобы за понятное время мы создали новую качественную среду, в том числе и в центре города, причем те объекты, на которые мы вышли, будут закончены не через два года, а в конце августа. Уже просматривается конец работы.

- В стране кризис. До этого ли сейчас?

- Стоит ли вообще заниматься программами дорожного строительства, благоустройства, развитием города?

- Да, когда нужно затянуть пояс.

- Это понятный вопрос. Помните, как весь мир восхищался тем, как была преодолена великая американская депрессия?

- Там дороги строили как раз.

- Когда мы этим же занимаемся, говорят: что вы делаете, остановитесь, это невозможно!

- Ирония судьбы.

- Давайте наденем траурные повязки, сделаем такой вид, что мы умираем, давайте прекратим вообще развитие города. Это путь в никуда, полный тупик, это просто самозакапывание. Считаю, наоборот, надо использовать малейшую возможность, чтобы преображать город, жить здесь и чувствовать, что ты не в той стране, не в том городе, который умирает, а в том, который возрождается. Что такое кризис? Кризис в головах людей. Они считают, что плохо, курс упал, все теперь пропали, что мы не будем тратить деньги, не будем развивать, вкладывать в экономику. Даже иностранные инвесторы, приезжая в нашу страну, говорят: где кризис?! Москва все больше превращается в туристический город. Огромное количество туристов приезжает теперь уже смотреть не только на Кремль, но и ходит по улицам Москвы, в кафе, рестораны, поддерживает тот же самый малый бизнес. Каждый рубль, который вложен в благоустройство, сторицей окупается. Это прагматичная вещь, а не благотворительность.

- Кстати, о малом бизнесе, конкретнее — о сносе самостроя. Пошла вторая волна.

- Когда началась эта кампания, я, было, поддался этому настроению: что творит Собянин, сносит, разрушает! Но мое мнение изменилось по двум причинам. Во-первых, я оказался в районе Чистых прудов, посмотрел, как выглядит площадь. Во-вторых, выяснил, что, оказывается, тезис о том, что Собянин лишает себя избирателей, весьма спорен, потому что россиян там было мало. Налоги-то платились не в России, там Каймановы острова или Бермуды, что-то в этом роде. Тем не менее тема самостроя получила продолжение. Почему? Когда-то в Москве существовали десятки тысяч ларьков, которые заполоняли все площади. Это было, наверное, нужным в свое время, потому что не хватало торговли. Теперь ее более чем достаточно. Более того, за последние годы пять миллионов квадратных метров торговых площадей построили самых разных — больших, средних и малых. Но была категория объектов, которые зарегистрировали в реестре собственников, хотя они не получали от города ни земли, ни разрешения на строительство.

- Но регистрация на собственность у них была?

- Регистрация была. Стояли на инженерных коммуникациях, на газопроводе, водопроводе, на технической зоне метрополитена, на улично-дорожной сети. И закон, который принят был в прошлом году, дал возможность решить вопрос сноса этих объектов. Они нереально опасные, ненужные. Та же "Пирамида" стояла практически на технической зоне метрополитена с одной стороны, с другой, — люди, выходя из метро, просто упирались в нее. Случись какая-то авария, эта толпа просто врезалась в эту стеклянную стену. Мы об этом вспоминаем, когда что-нибудь случается. Случилась "Хромая лошадь" или в Казани что-то сгорело, мы говорим: где контролирующие органы, почему они вовремя не приняли меры?! Сегодня есть возможность принять меры. Я обязан это делать. Также считаю, что таких уродских объектов в городе не должно быть. Малый бизнес — это не владельцы этих объектов. Это те, кто арендует помещения у этих владельцев. Но сегодня более чем достаточно торговых площадей — 3 миллиона пустующих торговых площадей, любое выбирай, приходи, арендуй. Тем более, что мы будем активно помогать тем, кто нуждается, в поиске новых помещений для ведения своего бизнеса.