Сибирские учёные создали в 100 раз более эффективный препарат от клещевого энцефалита

Сибирские учёные провели доклинические испытания нового препарата против клещевого энцефалита. Оно оказалось нетоксичным и безопасным для пациентов.

Сибирские учёные провели доклинические испытания нового препарата против клещевого энцефалита. Оно оказалось нетоксичным и безопасным для пациентов.
Фотография Юлии Поздняковой.

Российские учёные провели доклинические исследования нового препарата против клещевого энцефалита. Выяснилось, что он действует в сотни раз эффективней, чем сыворотка иммуноглобулина человека. Кроме того, препарат совершенно нетоксичен и безопасен для пациентов.

Новый препарат "Энцемаб" на основе гуманизированного антитела против вируса клещевого энцефалита создали в Институте химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН. Доклинические испытания лекарства показали, что оно действует в сотни раз эффективней, чем сыворотка иммуноглобулина человека. Кроме того, препарат совершенно нетоксичен и безопасен для пациентов.

Отмечается, что энцефалитом можно заразиться от трёх разных видов клещей — не только таёжного (Ixodes persuicatus), но и павловского (Ixodes pavlovskyi) и даже пастбищного (Dermacentor reticulatus). После укуса пострадавшему в ближайшие два дня обычно вводится сыворотка иммуноглобулина человека против клещевого энцефалита.

Но современный препарат делают из плазмы крови доноров, проживающих в очагах клещевого энцефалита, из-за чего пациент получает помимо нужных антител огромный спектр других, которые могут оказаться нежелательными. Более того, для того чтобы сыворотка иммуноглобулина оказалась действенной, её приходится вводить в довольно больших дозах, и организм может плохо отреагировать на большое количество чужеродного белка.

В связи с этим российские учёные разработали для борьбы с вирусом клещевого энцефалита новый препарат "Энцемаб" из химерного антитела. В его основу легли моноклональные антитела, большая панель которых несколько десятилетий назад была получена в ИХБФМ.

Далее специалисты провели эксперимент: важно было понять, как работает препарат в экстренной профилактике. "Мышам ввели летальные дозы вируса клещевого энцефалита, а через сутки — антитела в дозировках один и десять микрограмм на килограмм веса, и во всех случаях 100% мышей выживало", — рассказывает заведующая лабораторией молекулярной микробиологии ИХБФМ СО РАН доктор биологических наук Нина Тикунова.

По её словам, сыворотка иммуноглобулина обеспечивала спасение мышей только в 10% случаев и, для того чтобы хотя бы 70% их не умерло, необходимо было ввести один миллиграмм коммерческого препарата на один килограмм веса.

На стадии испытания противовирусной активности выяснилось: с одной стороны, созданное химерное антитело может работать как препарат для экстренной профилактики, а с другой — как терапевтический.

"Особенно важно, наш препарат не оказывал антителозависимого усиления инфекции", — отмечает исследовательница. Вирус клещевого энцефалита относятся к флавиврусам, которые обладают одним неприятным эффектом, обнаруженным при изучении лихорадки Денге: если человек переболел инфекцией, вызванной вирусом Денге одного генотипа, а заразился другим, то у него тяжесть протекания болезни оказывалась гораздо хуже.

Соответственно, этот эффект делает вакцинирование опасным. Учёным было особенно важно доказать, что у созданного лекарства такого эффекта нет.

"Мы можем сравнить "Энцемаб" с иммуноглобулином человека против клещевого энцефалита. Во-первых, одна доза первого (то, что необходимо вводить человеку из расчёта на десять килограммов веса) составляет всего два миллиграмма белка, в то время как у другого — 100-160 миллиграммов", — говорит Тикунова.

Во-вторых, новый препарат содержит единственное специфическое антитело, а коммерческий — весь спектр антител из плазмы крови доноров, проживающих в эпидемических очагах. "В-третьих, у "Энцемаба" гораздо выше специфическая активность, — поясняет разработчица. — И последнее — для производства иммуноглобулина требуется донорская кровь, а для создания "Энцемаба" не нужна кровь ни человека, ни животного".

Доклинические исследования препарата полностью завершены, теперь разработанное лекарственное средство необходимо зарегистрировать в Минздраве, чтобы получить разрешение на первую фазу клинических испытаний.