Бледная немочь экономики. Реплика Бориса Титова

Мы страдаем бледной немочью. Мы никак не решаемся сделать нужный шаг, чтобы вытащить экономику из болота, куда она проваливается все глубже и глубже.

Мы страдаем бледной немочью. Мы никак не решаемся сделать нужный шаг, чтобы вытащить экономику из болота, куда она проваливается все глубже и глубже.

Простое наблюдение. И в 1998, и в 2008 году падение экономических показателей было коротким. Да, был заметный спад, но потом быстро начинался подъем.

Сейчас спаду не видно конца. ВВП падает 6-ой квартал подряд, а инвестиции сокращаются 12-13 кварталов подряд, то есть уже год нового не создается, значит и дальше роста не будет.

Если в 1998, 2008 у нас был кризис, то сейчас у нас не кризис – у нас новая реальность. При 50 долларов за баррель все старое перестает работать – а нового нет. Наш велосипед вот-вот остановится и упадет. При 50 долларах за баррель у такой экономики, как у нас сегодня, нет будущего.

Поэтому нельзя ждать, ничего само собой не наладится, надо срочно найти пути как зарабатывать по-новому.

Сейчас президенту предлагают, по большому счету, два варианта развития событий. Первый вариант – оставить все как есть, консолидировать ресурсы и ждать отскока, любой ценой сохранять так называемую стабильность. Это предложение продолжать делать хорошую мину при плохой игре.

Второй вариант – наш, Столыпинского клуба. Программа "Экономика роста" — это даже не реформа, не поправки в текущую модель, которая все равно безжизненна, это полностью новый экономический курс.

Время стремительно уходит. Ждать больше нельзя. Нам срочно нужна программа, Стратегия перехода к новой экономике. Сама собой она не напишется.

Мы – Столыпинский клуб, российский несырьевой бизнес – решили такой институт создать. Это фонд "Стратегия роста". Мы привлекаем в него лучших специалистов, которые должны в кратчайшие сроки написать детальную программу развития страны. Именно страны, а не только экономики. В ней мы не может говорить только о том, как зарабатывать, обязаны подумать о том как правильно обеспечивать социальный сектор, распоряжаться ресурсами.

Стратегия это не документ – это гибкая математическая модель, которая работает в динамике. Она будет гибкая и динамичная: меняются условия – корректируется направление движения.

К сожалению, в широких массах "Экономика Роста" ассоциируется с предложением включить печатный станок. "Они безответственны, они не понимают законов экономики и предлагают собственноручно разогнать инфляцию", — такими словами пугают аудиторию наши оппоненты.

Это, во-первых, просто смешно. Станок и без того давно работает на полную катушку: за последние три года ЦБ уже эмитировал восемь с половиной триллионов рублей на поддержку банковской системы, АСВ и тд. Но ничего не пошло на поддержку реального сектора экономики.

Во-вторых, мы всего лишь предлагаем изменить направление эмиссии, пустить их в реальное производство, дать задыхающейся промышленности глоток кислорода. Мы предлагаем российский вариант политики количественного смягчения (QE), для того чтобы запустить маховик российского производства.

Доступные кредиты – мотор экономики. Если в среднем по миру их выдано 125% от ВВП, а в США 180% то у нас их всего 48%. Нет кредита – нет развития.

Поэтому мы так мало производим самых простых и нужных вещей, я уж не говорю про сложное оборудование и технологии. Нам срочно нужно восстанавливать собственное производство. Государство должно решиться и волевым усилием запустить машину, предоставить дешевые и долгосрочные кредиты в экономику.

И самое важное. Наращивание денежной массы, облегчение кредитования бизнеса – важная, но не единственная мера. Более того, все предлагаемые нами меры будут действовать только в совокупности. А это и изменение налоговой политики, и снятие административного гнета, и судебная реформа. Это те самые институциональные реформы, о которых говорят наши оппоненты.

Главная задача – любой ценой оживить деловой оборот, привлечь инвестиции, дать работу и достойный заработок миллионам людей, которые сегодня погружаются в растерянность, уныние или, наоборот, раздражение.

Очевидно, "их" законы экономики гласят, что спасение утопающих заключается в том, чтобы вытянуться и расслабиться. Но это можно было себе позволить, когда на нас лился долларовый дождь. Тогда можно было просто раскладывать деньги по стопкам, удерживать статус-кво, экономить. Но когда дождь иссяк, продолжать скрупулезно сводить баланс нет смысла.

Буквально на днях Минфин предложил на три года заморозить расходы бюджета на социальную поддержку, доступное жилье, здравоохранение, образование и сельское хозяйство. С учетом инфляции это будет означать даже не заморозку, а сокращение. Что мы тут экономим, какие достижения пытаемся сохранить?

У нас есть ресурсы, просто они лежат мертвым грузом. Надо всего лишь распорядиться ими более разумно. Надо просто сделать шаг, дальше все будет проще.