Тема:

Российско-турецкие отношения 7 месяцев назад

Берег турецкий: чартерное авиасообщение едва ли возобновится в ближайшие дни

Чартерное авиасообщение с Турцией едва ли возобновится в ближайшие дни, потому что официального постановления об отмене запрета на такие полеты до сих пор нет. Об этом сообщила пресс-секретарь Ростуризма Ирина Тюрина.

Чартерное авиасообщение с Турцией едва ли возобновится в ближайшие дни, потому что официального постановления об отмене запрета на такие полеты до сих пор нет. Об этом сообщила пресс-секретарь Ростуризма Ирина Тюрина. Ранее о том, что чартеры из России отправятся на турецкие курорты уже сегодня, сообщили некоторые СМИ. Видимо, выдали желаемое за действительное. Ведь без российских туристов Турции приходится очень непросто.

Пустые отели, рестораны и улочки. На пляже почти все лежаки и зонтики свободные, а еще год назад в это время за них приходилось сражаться прямо на рассвете. Не слышно привычной для этих мест русской речи, а продавцы мелких магазинов и лавочек не зазывают многочисленных туристов что-нибудь купить.

"Только на нашем участке побережья закрылись около 30 отелей. Просто не выжили. Ведь здесь многие на протяжение десятилетий были заточены именно под Россию и под систему "всё включено". Конкретно нам удалось выжить благодаря части туристов из Европы и собственно самой Турции. Но это не те объемы. Очень надеемся, что ситуация выправится, всё вернется к той ситуации, нам очень не хватает россиян", — говорит Волкан Юрулмаз, генеральный директор одного из отелей в Анталии.

Москва не отменяла регулярные рейсы в турецком направлении, как, например, это было с Египтом: запрет был введен лишь на чартеры. 90 процентов любителей дешевой системы All inclusive остались дома. Но среди россиян находились единицы, которые продолжали отдыхать в Турции, несмотря на возросшую стоимость и даже "удар в спину" от Эрдогана.

Турция, кажется, готова на всё, чтобы вернуть утраченные статьи доходов в бюджет. Кризис признает и руководство страны: сам Эрдоган описал экономическую ситуацию в стране как "пожар". Мэр Кемера Мустафа Гюль в отличие от президента извинился от лица всех жителей этого курортного региона сразу на следующий день после того, как был сбит российский самолет. Когда он узнал, что съемочная группа ВГТРК работает в Кемере, сам приехал для интервью.

"Нам стали задавать вопросы про виллу только сейчас, но ведь это предложение я сделал много месяцев назад — после трагедии. Как только я узнал, что сбит российский самолет, я пошел к русской общине в Кемере, сказал, что это общее горе, извинился. Погиб человек, ничто не вернет его к жизни, я лишь хотел как-то помочь. Мое предложение семье летчика бессрочное, может быть, пройдет время и они смягчатся, приедут и посмотрят, что мы — простые люди — искренне разделяем их горе", — сказал Мустафа Гюль, мэр Кемера.

Мустафа Гюль говорит: лично на связь с родственниками Олега Пешкова не выходил, свое предложение озвучил через СМИ. И ответ семьи лётчика узнал также от нашей съемочной группы — от виллы родственники отказались.

"Я обращался в российское консульство в Анталье, чтобы они связались с семьей летчика, но ответа так и нет. Передайте в своем эфире, что мы очень надеемся, что они смягчатся, никто бы из нас не пошел на это преступление. Вы знаете, я 20 лет развиваю отношения с Россией, в нашем регионе живут 1250 семей — смешанных браков, в прошлом году мы праздновали тут 9 мая, организовывали маленький парад и торжества, Кемер — побратим подмосковного города Химки", — напоминает Мюстафа Гюль.

За последнее время в Турции сложился и политический кризис: из-за экономических проблем подняли голову националисты. После инициативы Мустафы Гюля — его исключили из партии.

"Да, действительно, это так, — подтверждает мэр Кемера. — Пришлось покинуть ряды Партии национального движения: меня попросили уйти. Но если бы руководители партии приехали в Кемер и посмотрели, что тут у нас творится, в какой упадок все пришло, они бы заговорили совсем по-другому. Страдаем ведь мы, наш регион".

Российские аккуратные санкции если не нокаутировали целый сектор турецкой экономики, то как минимум нанесли точный удар. Провинция Анталья — центр не только туризма, но сельского хозяйства всей Турции, больше половины земель тут освоены фермерами. Бескрайний вид на поля — тонны овощей и фруктов.

На территории одной из плантаций — сравнительно маленькой по местным меркам — 5 тысяч квадратных метров — раскинулись теплицы с помидорами. В этом сезоне из всего урожая — это 65 тысяч тонн — владелец смог продать лишь одну треть.

Местный фермер Халиль Тепе показывает свои владения, говорит: теперь такие объёмы продавать просто некому. Российский рынок пока не спешит открываться для турецких фермеров.

"Уже более двадцати лет мы сотрудничаем с Россией, знаем ваши стандарты и требования, они очень серьезные, и мы научились им соответствовать. В один момент я и тысячи таких же как я остались практически ни с чем. Посудите, в прошлый сезон я продавал помидоры по 3 лиры, сейчас по 50 копеек их с трудом берут", — жалуется фермер.

В этом сезоне часть урожая пропала. Еще в прошлом году Халиль хотел достроить дом, он возвышается прямо посередине его тепличных угодий, но теперь всё пришлось отложить до лучших времен.

Владелец плантации, где выращивают перец, Эрсин Топчу утверждает: никто не смог переориентироваться так быстро на другие рынки, и многие его коллеги-фермеры просто разорились.

"Мы собирали по 10 тысяч тонн красного и зеленого перца. Больше половины уходило в Россию, ведь растаможка одной фуры к вам стоит 15 тысяч лир, а в Евросоюз — 45. Есть разница? Да и стандарты там другие", — объясняет фермер Эрсин Топчу.

Бедственное положение среди турецких сельхозпроизводителей еще и потому, что раньше их овощи и фрукты скупали сотни отелей, которые расположены в Анталье. Теперь кормить некого. Москва требует предоставить гарантии безопасности для своих граждан: последние полгода Турцию сотрясаются теракты — туристические места, аэропорт. Боевики ИГИЛ (запрещена в РФ)уже заявили, что их цель — россияне на турецких курортах. В Анталье объявлен повышенный уровень террористической угрозы.