Тема:

Усиление НАТО у границ России 1 неделя назад

Вопросы без посредников: за кулисами саммита НАТО

Четыре новых батальона НАТО у российских границ и новые правила отношений с Россией — это решения саммита НАТО, который стартовал в Варшаве. Уже подписана декларация о расширении сотрудничества НАТО и Евросоюза. Впрочем, главной целью декларируется противодействие некой "российской угрозе".

Четыре новых батальона НАТО у российских границ и новые правила отношений с Россией — это решения саммита НАТО, который стартовал в Варшаве. Уже подписана декларация о расширении сотрудничества НАТО и Евросоюза — это значит, еще больше учений на суше и на море, а также участие Альянса в разрешении гражданских кризисов. В качестве примера указана борьба с нелегальной миграцией. Впрочем, главной целью декларируется противодействие некой "российской угрозе". Чего хотят члены Альянса?

Ни слова ни про ИГИЛ, ни про угрозы международного терроризма. Генеральный секретарь НАТО (на стадион он приезжает вслед за польским лидером Дудой) приветствует саммит и начинает с России. "Сложно общаться, как прежде", — это прямая цитата. Россию Йенс Столтенберг назвал агрессивной.

"Вести": НАТО подбирается все ближе к границам России. Появляется ощущение, что именно НАТО проявляет агрессию, а не Россия. Вы правда верите, что Россия станет атаковать Польшу или любую другую страну Европы?

Йенс Столтенберг, генеральный секретарь НАТО: Да, мы увеличиваем свое военное присутствие в странах Балтии и в Польше. Но это наш ответ на действия России, потому что со стороны НАТО исходят только действия, направленные на безопасности. Мы уже видели Россию, которая пыталась использовать военную мощь против суверенных европейских наций: возьмем агрессию на Украине или незаконную аннексию Крыма. Вот главные причины, по которым мы сейчас наращиваем военное присутствие в восточной части Европы.

"Вести": Мы считаем, что Крым воссоединился с Россией, а вы считаете, что мы Крым аннексировали. Как в этой ситуации быть, и есть ли пути разрешения этого конфликта?

Роберт Пшель, исполняющий обязанности директора информационного бюро НАТО в Москве: Ну, как быть, нужно вернуться на путь того, что мы считаем международным правом. Это вопрос не только НАТО, но и других организаций, но 28 членов, это много, да. Посмотрите, что говорит резолюция ООН, принятая 2014 году. Она однозначно говорит о том, что Крым является частью Украины. Точка.

Министр обороны Польши — тот самый господин Мечеревич, что накануне отличился антироссийским демаршем, открывает багажник, берет свой пиджак, но к журналистам сегодня все-таки не подходит. Мачеревич вчера заявил, что Россию нужно немедленно останавливать силой. Официальной Варшаве эти слова не кажутся агрессивными.

"Вести": Вчера мы услышали агрессивные слова в сторону России, о том, что Россия собирается атаковать Польшу.

Витольд Ващиковский, министр иностранных дел Польши: Слова из Москвы?

"Вести": Как раз отсюда.

Витольд Ващиковский: Нет. Отсюда вы не могли услышать агрессии. Агрессия сейчас исходит только от Москвы в сторону Европы и остального мира.

"Вести": Но вы искренне верите, что Россия может вас атаковать, если быть честными?

Витольд Ващиковский: Происходит наращивание военной мощи. Россия уже атаковала Грузию, аннексировала территорию Украины. Теперь — военные действия в Сирии.

Подобная риторика на саммите доминирует. Антироссийские выпады при этом — официально и так открыто — позволяют себе только лидеры четырех государств: Латвии, Литвы, Эстонии и хозяйки саммита Польши, то есть государств, где, собственно, и разместятся натовские солдаты.

Президент Литвы Даля Грибаускайте хорошо слышит вопрос "Вестей" и даже подходит, чтобы ответить. Но увидев российский микрофон, заметно меняется в настроении и не скрывает своего раздражения.

"Вести": Будете ли вы говорить о России во время саммита НАТО?

Даля Грибаускайте, президент Литвы: Это зависит от предмета разговора. У кого-нибудь есть вопросы? Если вопросов нет, до свидания.

"Вести": Не могли бы вы подойти поближе?

Даля Грибаускайте: Нет.

Грибаускайте демонстративно уходит. Примерно так же ведет себя Порошенко — вопрос он предпочел не расслышать. Украина не входит в НАТО. И, как заявил Столтенберг, может попытаться войти, как минимум, лет через 10 лет. Обама ( это последний саммит НАТО в его президентской карьере) про Украину тоже не вспоминал.

"Безопасность Америки и Европы неразделимы, — заявляет президент США. — Европа останется ключевым партнером для американского участия в событиях, происходящих в мире. Европейские страны остаются нашими ближайшими союзником и друзьями".

"Вести": Почему сейчас так важно укрепление НАТО?

Федерика Могерини, верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности: Я могу говорить только от лица ЕС, но для нас сейчас важно работать именно вместе. Несмотря на то, что НАТО и ЕС — все-таки разные организации, испытания, которым подвергаются наши люди, могут быть преодолены эффективно, только если мы будем решать проблемы сообща.

Последний раз в карьере на натовский саммит приехал и Кэмерон. О выходе Британии из Евросоюза он по привычке говорит, используя выражение "может быть". Кэмерон — первый из лидеров НАТО, заговоривший в Варшаве не только о российский угрозе. Кэмерон вспомнил про террористов ИГИЛ.

"Великобритания, может быть, и покидает Евросоюз, но мы не поворачиваемся спиной к Европе, — подчеркивает британский премьер. — Мы не забываем о европейской системе обороны. Британия — страна, которая вносит второй по величине вклад в НАТО. Здесь, на этом саммите, мы обсуждаем дополнительные меры, которые мы будем принимать, чтобы гарантировать высокий уровень безопасности в Европе, чтобы противостоять России. Также мы продолжим совместную работу по борьбе с терроризмом".

"Вести": Как вы считаете, почему НАТО нужно усиливать свои позиции, и как это связано с Россией?

Франсуа Олланд, президент Франции: Да, очень важно усилить НАТО — в том смысле, чтобы прибавить ему возможностей и надежности. Когда мы смотрим на цифры бюджета, например, в зоне евро, некоторые спрашивают, почему Франция расходует на оборону в несколько раз больше. Так вот сейчас, планируя бюджет на 2017 год, я предложил (это было после терактов в Париже и Сен-Дени) увеличить наш оборонный бюджет. Но пусть другие сделают то же самое.

Олланд приехал на саммит последним. Аккурат перед ним появилась Ангела Меркель. Все вопросы Меркель проигнорировала. Не обращая внимания на журналистов, на территорию стадиона проследовал президент Турции Эрдоган.