Тема:

Российско-турецкие отношения 7 месяцев назад

В споре с Эрдоганом турки поддерживают Путина

9 июля авиалайнер компании "Россия" с первой организованной группой наших туристов сел в Анталье. Событие вызвало большой ажиотаж в местных СМИ. Турецкие телеканалы вели прямые репортажи из аэропорта, где русских встречали цветами и коктейлями. Но что ждет наших туристов на самих курортах?

9 июля авиалайнер компании "Россия" с первой организованной группой наших туристов сел в Анталье. Событие вызвало большой ажиотаж в местных СМИ. Турецкие телеканалы вели прямые репортажи из аэропорта, где русских встречали цветами и коктейлями. Но что ждет наших туристов на самих курортах?

Центр Кемера — основная торговая улица. Скидки – 10%, 50%, "почти халява". После того как Анкара сбила российский самолет, в городе закрылись 393 магазина. Такой катастрофы — а именно так здесь описывали ситуацию — не было последние 30 лет. Новости о нормализации отношений здесь ждали, как воды в плюс 41. Всю последнюю неделю после извинений Эрдогана магазины здесь открываются один за другим. Срочно набирают продавцов со знанием русского.

Триколор и полумесяц в одном комплекте. Магниты — в форме матрешек. Знают, что в России своих хватает, но все равно — на витрину, поближе к входу — здесь заметнее.

"Русских нет, значит, и бизнеса нет, и процветания", — говорят местные торговцы.

"Эрдогану надо было бы сразу звонить Путину и говорить: извини, мы неправильно сделали. Обычно в день мы продавали по 50-60 курток, а сейчас — одну или ничего", — сказал один из местных продавцов. И таких торговцев в Кемере, Анталье, Белеке сейчас не пересчитать.

Вплоть до 2016 года каждый девятый турист в Турцию прилетал из России. Сегодня количество российских клиентов в турецких гостиницах сократилось где-то на 70%, где-то на 80%. В одном из отелей под Кемером из русских сейчас — единственная матрешка — оставил кто-то из гостей.

"Были группы по 150 человек. После кризиса их не стало. В этом сезоне мы теряем порядка 200 тысяч долларов", — рассказал один из отельеров.

Владелец отеля Азиз Динсер своими руками собрал "ГАЗ-69", знаменитую "Волгу". Для гостей из России — их в отеле всегда было 60-70% — в лобби гостиницы открыл целый музей: балалайки, российские газеты. Результат: из 215 номеров в отеле русские пока всего в шести.

Несмотря на то, что за последнюю неделю интерес к путевкам вырос кратно, тех, кто тур все-таки забронировал, по-прежнему единицы. Заплатить и поехать готов только каждый двадцатый из тех, кто заинтересовался. Чартеры еще не запустили — в правительстве прорабатывают вопросы безопасности, регулярные рейсы — их из Москвы всего два – битком.

Рейс Москва — Анталья. На борту — 140 мест. Пустого — ни одного. Очень много семей, людей с детьми. Почти все, кто на борту, летят именно отдыхать. И это несмотря на то что билет обходится примерно в 20-30 тысяч рублей. Теперь это уже в одну сторону — за считаные дни цены подскочил почти вдвое.

В аэропорту Антальи полицейских не больше, чем обычно. Довольно большие очереди на прохождение границы. Что касается русских туристов, то виза не нужна.

Список стран, которые обязаны платить за то, чтобы оказаться на территории Турции. Например, туристы из США должны платить по 30 долларов, из Австралии — по 70, из Австрии — по 30. России в этом списке нет, поэтому наши туристы сразу отправляются на пограничный контроль.

Основные кордоны полиции — при подъезде к аэропорту. Осматривают каждую машину: открывают двери, багажник, заглядывают в бардачок. За последние 11 месяцев на территории Турции было совершено около 20 терактов. Это больше, чем в Афганистане или Ираке. Несмотря на то что большинство взрывов звучат за 400 — 600 километрах от курортной зоны, отельеры в Антальи установили на территории видеокамеры, наняли дополнительных охранников. В одном, например, их 12 на 600 потенциальных клиентов. Много это или мало — по охраннику на 50 человек — каждый решает сам.

"Очень много проблем в мире сейчас. Из-за этого у нас также уменьшилось количество клиентов и из Европы", — отметил Осман Айк, вице-президент Всемирной туристической организации.

Итальянский мрамор, расписанные вручную золотом потолки, бассейны площадью 16 000 квадратных метров – на свой дворец в Турции бывший владелец Черкизовского рынка Тельман Исмаилов в 2009 году потратил почти полтора миллиарда долларов. Буквально через год в отеле отключили электричество — за долги. Знаменитый белый песок, который сюда пока еще завозят, теперь экономят буквально по крупицам — засыпают полпляжа — не дай Бог, вода смоет. За номер сейчас здесь просят по 300 евро. Бывают дни, когда, гуляя по гектарам владений, можно не встретить практически никого.

"Я могу вам сутки хорошо сделать", — предлагает представитель отеля.

"Сутки хорошо сделать" – это, похоже, пообещать скидку, а на самом деле сдать номер дороже и положить разницу в карман — самое малое, на что местные готовы, только бы содрать с нечастого клиента по максимуму. К массовому наплыву каждый готовится как может.

В ожидании потока на курсы русского языка записываются администраторы, гиды, даже владельцы гостиниц.

"Мы практически не потеряли учеников, потому что люди надеялись на будущее примирение двух стран. Я работаю в турецком колледже, где преподаю детям 5-7 классов. Идет такая тенденция, что очень многие семьи выбирают вторым языком не немецкий, как раньше, а именно русский, объясняя это тем, что в будущем дети будут работать с россиянами. Знать русский язык уже престижно не только в туризме, но еще и в любой другой профессии. Это инженеры, доктора, дипломаты", — рассказала Светлана Демерташ, преподаватель русского языка.

На турецких базарах без русского языка пока обходятся, но без клиентов из России куда тяжелее.

"Россия не покупает у нас товар. Нам придется его выбрасывать. Можно было с самого начала сказать "извини", чтобы ничего не испортилось. Может быть, наше правительство не думало, что Путин будет столь жестко отвечать за одного пилота. Я в этом деле поддерживаю Путина. Это человек, русский человек", — сказал один из местных торговцев.

В память о российском военном летчике Олеге Пешкове мэр Кемера Мустафа Гюль — тот самый, который предложил дом семье погибшего, — пообещал возвести памятник в парке, любимом месте наших туристов.

"Когда люди будут фотографироваться там, останется память о пилоте. Нас расстроило, что мы с друзьями остались вдали друг от друга. Но люди всегда дружили, и нас радует, что сейчас нет запрета. 49 тысяч человек получили турецкое гражданство. Отношения не сводятся к фруктам и овощам, важны культурные и дружеские отношения", — уверен Гюль.

Турпоток из России в Турцию в этом году к цифрам 2015-го даже не приблизится. Вместо 3,5 миллиона в лучшем случае обещают 600-700 тысяч. Биться будут за каждого. Кто ценами, кто селедкой под шубой и пельменями — уже обязательный пункт многих ресторанов — кто традиционно "Владимирским централом" и "Калинкой".