Запад попытался дважды исполнить пророчество Каддафи

Великобритания переживает настоящий момент истины, взвешивает моральные ценности, проецируя их то на себя, то на других. Закручено так, что не хватает Достоевского. Впрочем, пока много материала для себя почерпнула бы и Агата Кристи.

Великобритания переживает настоящий момент истины, взвешивает моральные ценности, проецируя их то на себя, то на других. Закручено так, что не хватает Достоевского. Впрочем, пока много материала для себя почерпнула бы и Агата Кристи.

Утром 6 июля у дома в центре Лондона, где живет Тони Блэр, появились люди с плакатами, требуя его покарать, за то, что он 13 лет назад втянул в Ирак британских военных. Бывшему премьер-министру к протестам не привыкать. Но этот день он точно запомнит навсегда — впервые было официально доказано, что его вина в иракской авантюре неоспорима.

11 сентября 2001 года террористы захватили гражданские лайнеры и атаковали башни-небоскребы в США. Президент Джордж Буш-младший объявил о возмездии. Началось вторжение в Афганистан. Следующим объектом для нападения должен был стать Ирак. И Блэр с Бушем уже тогда, в 2001-м, обсуждали условия нападения.

"У меня нет сомнений, что нам надо браться за Саддама. Но если мы ударим по Ираку сейчас, то потеряем весь арабский мир, возможно, Россию, возможно, половину Евросоюза, и, я боюсь, что будет затронут Пакистан", — сказал тогда Буш Блэру.

Но в тот момент в США не хотели откладывать действия. Вашингтон был на волне успеха: позади безнаказанные бомбардировки Балкан без санкции ООН и отделение Косово от Сербии. В Восточной Европе НАТО и Евросоюз жадно подбирали остатки соцлагеря. Россия сопротивления оказать не могла. Союзники всерьез считали, что русские в итоге согласятся и с вторжением в Ирак.

"Я думаю, что без специальной санкции ООН нас не поддержат ни немцы, ни французы, ни итальянцы, ни испанцы. Сейчас, как ни странно, нашими лучшими союзниками могли бы быть русские", — отмечал тогда Блэр.

Саддам Хусейн представлялся Блэру и Бушу безупречной мишенью. И в Лондоне, и в Вашингтоне его хорошо знали. В 80-е годы время войны с Ираном британские и американские бизнесмены продавали ему боеприпасы и вооружения, поставляли компоненты, которые можно было использовать для создания биологического и химического оружия.

Но в 1990 году Саддам совершил роковую ошибку, оккупировав соседний Кувейт. Сформировав крупнейшую после второй мировой войны коалицию, США запустили операцию "Буря в пустыне" и начали бомбить Багдад. Несмотря на широкую международную поддержку, операции сопровождалась изготовлением информационных фальшивок.

Рыдающая перед журналистами и конгрессменами Наира аль-Сабах на самом деле никакая не медсестра, а дочь кувейтского посла в Вашингтоне. Американская PR-фирма Hill & Knowlton заработала на организации подставных постановок 11 миллионов долларов США.

"Мир не может больше ждать. Пока мы ждем, Саддам пытается добавить к своему арсеналу химического оружия еще более страшное — ядерное оружие массового поражения", — заявил Буш-старший.

После поражения в войне в Персидском заливе Саддама обязали уничтожить все запасы оружия массового поражения и выплатить Кувейту многомиллиардную компенсацию. В марте 2001 года, за полгода до террористической атаки на нью-йоркские небоскребы, в Вашингтоне уже был готов проект по распределению нефтяных запасов, которыми обладал Ирак.

В июле 2002-го глава британской разведки MI6 Ричард Диарлав сообщил кабинету министров, что иракская война неизбежна. "Буш хочет убрать Саддама, используя силу. Оправданием должны послужить связи режима с терроризмом и наличие у него оружия массового поражения. Но данные разведки и представляемые факты просто подгоняются под эту политику", — сказал Диарлав.

В том, что реальных оснований для вторжения в Ирак нет, ни у кого из участников встречи на Даунинг-стрит не было сомнений. Но всем собравшимся было известно, что Блэр обещал Бушу соучастие в военной интервенции еще три месяца назад во время встречи на ранчо в Кроуфорде. Генеральный прокурор возражал против операции, утверждая, что смена режима противоречит правовым нормам, но ему дали указание определить юридические обоснования военной миссии.

Через несколько дней Блэр отправил Бушу письмо, в котором подтвердил готовность к совместным действиям. "Я буду с тобой, чтобы ни случилось. Но сейчас необходимо оценить все трудности. Планирование и стратегия должны быть основательно обдуманы. Это не Косово, не Афганистан и даже не война в Персидском заливе", — писал Блэр.

В сентябре 2002 года британская разведка отрапортовала, что найден источник, который говорит, что Ирак наращивает производство биологического и химического оружия. Так появилось печально известное досье, с которым Блэр выступил в парламенте, утверждая, что информация об оружии массового поражения Саддама "не вызывает сомнений".

"В нашем досье информация о том, что у Ирака есть химическое и биологическое орудие и Саддам продолжает его производить. Это оружие может быть приведено в действие в течение 45 минут. При этом он активно пытается получить доступ к ядерным компонентам", — заявил Блэр.

Комиссия Чилкота установила, что уже в феврале 2003-го британская разведка знала, что источник этой информации ей врал, если, конечно, он вообще существовал на самом деле. Но это было уже не важно, как и то, что, выполняя резолюцию 1441, международные эксперты не нашли на территории Ирака никаких мощностей для производства оружия массового поражения. Резолюция не предусматривала нанесения удара по Ираку, но США настаивали на интервенции.

В феврале 2003 года Колин Пауэлл уже вовсю тряс пробиркой с якобы произведенным в Ираке отравляющим веществом и показывал членам Совета Безопасности ООН смоделированные на компьютере картинки мобильных лабораторий по производству биологического оружия, которыми, по его словам, располагает режим Хуссейна. Франция, Германия и Россия были категорически против начала военных действий. Но участь Саддама была уже решена. 17 марта 2003года Джордж Буш без санкции ООН и в нарушение резолюции 1441 предъявил ему ультиматум с требованием в течение 48 часов покинуть Ирак.

Военная операция по устранению Саддама заняла меньше месяца. Но никаких следов оружия массового поражения коалиция в Ираке так и не нашла, чтобы хотя бы частично оправдать свои действия. Позиция Германии, Франции и России ни до, ни после вторжения не изменилась.

"Находки со стороны сил Альянса не могут быть признаны легитимными, какими бы они ни были. Будут эти находки или нет, я бы на их месте чего-нибудь уже давно нашел. Странно, что до сих пор ничего не найдено. Принципиальная позиция наших стран по этому вопросу не изменилась. Первоочередными задачами являются, конечно, переход к восстановлению в этой стране основ мирной жизни, решение гуманитарных вопросов. Полагаем, что все эти вопросы можно решать и нужно решать при центральной роли ООН", — подчеркнул Владимир Путин.

"Только ООН имеет необходимую легитимность и только ООН может принести иракскому народу гарантию того, что его целостность, суверенитет и самобытность будут полностью признаны и уважаемы", — сказал тогдашний президент Франции Жак Ширак.

Ни одного из своих обещаний, данных иракцам, оккупационные силы так и не выполнили.

"Мы искореним террористическую диктатуру и поможем вам построить новый Ирак, процветающий и свободный. И в этом новом Ираке не будет войн и агрессий против соседей, никаких фабрик по производству ядов, расправ над диссидентами, камер, где пытают и насилуют людей", — обещал Джордж Буш.

В 2004 году телеканал CBS показал сюжет о том, как американские солдаты пытают иракцев в тюрьме "Абу-Грейб". Заключенных насиловали, избивали, бросали в туалеты еду и заставляли вылавливать и есть. Издевательства фотографировали.

В 2010 году была опубликована видеозапись расстрела мирных иракцев с американского вертолета. Из-за этой публикации США начали охоту за основателем сайта WikiLeaks Джулианом Ассанжем. На пожизненное заключение был осужден передавший эту пленку бывший сержант американской разведки Брэдли Меннинг.

"Мне стыдно, что я участвовал в том, что было незаконно и аморально. Я попал в армию совершенно молодым парнем, мне было 18 лет. В общем, еще ребенок. Я не мог видеть и понимать всей несправедливости. Я это осознал уже потом. И я сожалею о том, что мы там делали", — сказал ветеран войны в Ираке Даниэль Тэйлор.

"Я сожалею об ошибках, но убежден, что мы действовали из лучших побуждений. И я искренне считаю, что мы бы были сейчас в худшем положении, если бы ничего тогда не сделали", — сказал Тони Блэр.

13 лет потребовалось, чтобы официально признать, что ни одной из публично заявленных целей в Ираке коалиция не добилась. Это вывод комиссии Чилкота. Но если истинной целью была ликвидация Саддама Хусейна и доступ к ресурсам Ирака, то эту задачу союзники как раз решили.

"Давайте спросим наших американских друзей, а почему Ирак? Какая причина? Что, бен Ладен, был иракцем? Нет. Те, кто атаковал Нью-Йорк были иракцами? Нет. Нашли там оружие массового поражения? Нет. Получается, что чужая держава приходит, оккупирует арабскую страну, вешает ее президента, а мы тут сидим, улыбаемся в сторонке. Любой из вас мог бы быть следующим", — говорил глава Ливии Муаммар Каддафи.

Каддафи был прав. Главу Ливийской Джамахирии, не без помощи англичан, уничтожили в 2011 году. В это время уже во всю шли бои в Сирии. В Вашингтоне и Лондоне, как всегда, оперативно выдумывали и штамповали стандартные обвинения в адрес Асада и "кровавого сирийского режима". В 2013-м в британском парламенте чуть было опять не проголосовали за то, чтобы заодно с американцами, ввязаться в новую, еще более опасную войну против законной власти в Сирии. И если бы не вмешательство российской дипломатии, можно не сомневаться, ничто бы старых союзников и на этот раз не остановило.

Выводы комиссии это одно, но здесь же никто не собирается судить Тони Блэра, разве что родственники погибших в Ираке британских солдат. И на 12 томов, которые за семь лет собрала комиссия Чилкота, копаясь в показаниях и архивах, уже набралось столько же новых ничуть не менее содержательных. Только пока под грифом "совершенно секретно".