Культурный скандал: яма для Ивана Грозного и гигантский Иисус

Cразу два скандала связаны с памятниками. Культурный цвет Петербурга возмутился творению Церетели – 80-метровой статуе Христа, которую предложили водрузить в городе.

Cразу два скандала связаны с памятниками. Культурный цвет Петербурга возмутился творению Церетели — 80-метровой статуе Христа, которую предложили водрузить в городе.

Также громкий скандал в тихом Орле. Там — пикеты и сбор подписей против решения властей области. Безо всяких общественных слушаний губернатор и мэр на площади, где обычно ставят новогоднюю елку, решили поставить памятник Ивану Грозному. Градозащитники подали в суд, но для постамента уже копают яму. Местную власть не угомонить. Ивана Грозного приказано открыть 3 августа в 14:00.

Есть в этом какая-то маниакальная одержимость, свойственная России с 90-х годов. За весь период Российской империи воздвигнуто всего 50-60 памятников, даже когда их стали ставить чаще после строительства церквей. В наше время ежегодно в стране появляется монументальных изваяний в разы больше. И не стоит при таком количестве удивляться качеству.

Например, Петр Первый в исполнении Шемякина. Карикатурный гигант с маленькой головой и опухшим лицом. Искусствоведы, лояльные автору, говорят, что он имел право намекнуть на то, что царь был пьющим.

Другой Петр, на Обводном канале в Москве, — предмет вечной критики. Голова Петра, приделанная к туловищу Колубма, нелепые одежды и еще более нелепые размеры — океанский масштаб на городской реке. "Надо будет поставить памятник тому, кто снесет этот памятник" — уже старая шутка москвичей.

Памятник Жукову в исполнении Клыкова. Вряд ли в сотый раз стоит говорить о непропорциональности и несуразности маршала и его коня. Классик Рукавишников, например, говорит, что это просто неэстетично.

Снова Петербург. Памятник Сахарову. Характеристику дали сами жители города на Неве. Творение Левона Лазарева они называют "человек из фекалий", и понятно, почему. Какое уж тут уважение к академику.

Опять многострадальный Петербург. Памятник первому архитектору города Доминико Трезини. Автор — сын современного архитектора Павел Багрянцев. Трезини у него в медвежьей шубе, за что уже получил прозвище Сутенер.

Москва. Болотная площадь. По просьбе Лужкова Шемякин сделал скульптурную группу "Дети — жертвы пороков взрослых". На самом деле в шаге от святынь Кремля увековечили не детей, а те самые пороки — секс, садизм, предательство, наркоманию и проституцию. Из отзывов туристов в онлайн-путеводителе: "Невероятно большое количество отрицательной энергии. Хочется побыстрее уйти, убежать из этого места".

А вот чемпион по украшению Москвы модной бронзой Александр Бурганов. "Горбун". Тут об энергии и говорить нечего. "Ожидание". И нет, не реактивный истребитель внеземных цивилизаций, а "Ангел-рыба".

И неизвестно, найдется ли кто-то, кто успокоит этот монументальный зуд, чтобы остановить бесплодные и бессмысленные дискуссии, как будто нет у нас в стране иных проблем.

Вместо этого теперь в Орле — скандал вокруг Ивана Грозного, потому что без обсуждений, без учета мнения жителей решено увековечить одного из самых противоречивых царей. Собиратель земель, основатель русского государства и при этом единственный, кто не изображен на памятнике тысячелетия России, потому что его злодеяния и кровавые преступления всегда вспоминали гораздо чаще, чем его свершения.

Сначала проводил полезные реформы, но потом обрушил Россию в смутное время.

В 2008 году на телеканале "Россия 1" шел исторический проект "Имя России". Вот, например, как тогда спорили об Иване Грозном.

"Мы говорим о создание армии, взятии Казани, Левонской войне. Кто это все делал? Это делали люди, которых потом Иван Грозный уничтожил", — отметил Андрей Сахаров, член-корреспондент РАН, В 1993-2010 годах — директор Института российской истории РАН.

"Напомню, что на юге и на востоке царь Иван Васильевич основал более 20 новых городов. Это Курск, Воронеж, Орел, Елец, Белгород и другие. А на севере был основан ныне существующий порт Архангельск. Не следует демонизировать Ивана Грозного и превращать его в кровавое чудовище, но нельзя и канонизировать его", — уверен Илья Глазунов, народный художник СССР, академик РАХ, ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества.

"Романовы за все правление своей династии воздвигать памятники Грозному так и не стали. А вот в Орловской области ошибку Романовых решил исправить. В той же логике перед театром должен, наверное, появиться и Малюта Скуратов. Трудно сказать, что движет идеей: желание подрихтовать историю, спровоцировать трещины в обществе или просто через статую Грозного увековечить самих себя? Если так, то лучше, наверное, остаться в истории не формой, а содержанием, то есть работой на благо Орловской области, а историю оставить в покое", — сказал Юрий Кублановский, поэт, публицист, искусствовед.

Кстати, даже Сталина, чьим кумиром был Иван Грозный, что-то удержало от возведения памятника этому царю. Уж больно красноречивы, видимо, были строки, вписанные Карамзиным в понимание российской истории. По Карамзину, Иван Грозный — величайший тиран нашего народа, единственный по масштабу.