Евросоюз предостерёг Турцию от "непростительных шагов"

Количество арестованных участников неудачной попытки государственного переворота в Турции превысило шесть тысяч и продолжает расти. Власти страны не исключают, что могут использовать по отношению к мятежникам смертную казнь. В Брюсселе такие действия назвали непростительными.

Турция продолжает приходить в себя после неудачной попытки военного переворота, произошедшей в ночь с 15 на 16 июля. В настоящий момент правоохранительные органы страны продолжают искать и арестовывать заговорщиков, большая часть которых является военнослужащими или сотрудниками судебной системы. Согласно последним данным, всего в результате путча погибло 290 человек, из которых около ста из которых составляют участники мятежа. Ещё примерно 1,4 тысяч человек получили ранения.

Количество арестованных превысило 6 тысяч человек и продолжает расти. В правительстве открыто заявляют, что намерены рассмотреть вариант возвращения смертной казни, отменённой в 2004 году. С такой просьбой выступили тысячи сторонников президента Реджепа Тайипа Эрдогана, собравшиеся возле его дома в Стамбуле.

"Мы не можем игнорировать это требование, — заявил президент. – В демократиях происходит то, чего хочет народ".

Сам Эрдоган считает главным организатором путча проповедника Фетхуллаха Гюлена – своего бывшего сторонника и основателя общественно-политического движения "Хизмет", проживающего в Соединённых Штатах. По мнению турецкого президента, "террористическая группа" ["Хизмет"] "разрушила армию, заразив как младших офицеров, так и генералов". Всё это, уверяет Эрдоган, было сделано для того, чтобы создать "параллельные" институты власти, к которым и должна была перейти власть после переворота. В воскресенье турецкий президент обратился к своему американскому коллеге Бараку Обаме с требованием экстрадировать Гюлена в Турцию.

Сам Гюлен все обвинения в причастности к действиям военных отрицает, подчёркивая, что основой деятельности "Хизмет" является мирная интерпретация ислама, что подразумевает отказ от насилия, с помощью которого нельзя построить настоящую демократию. При этом он заявил, что равнодушен к перспективам своей возможной экстрадиции в Турцию и выразил уверенность в том, что Эрдоган использует неудавшийся переворот как повод для дальнейшего наступления на членов "Хизмет". К слову, это уже вторая попытка государственного переворота, в которой обвиняют членов этой организации – первая произошла в 2013 году.

"Попытка госпереворота, разумеется, развязывает ему руки для того, чтобы преследовать его критиков в стране – считает Гюлен. До этого момента он арестовывал людей и конфисковывал их имущество, теперь этого будет больше".

Сам Эрдоган не скрывает своего намерения провести масштабную чистку армейских рядов после того, как часть военных, включая и высшее армейское руководство, выступили против него.

"Они заплатят за это высокую цену, — отметил президент. – Восстание это божий дар, потому что теперь есть причина очистить нашу армию".

Массовые аресты и заявления о возможном возвращении смертной казни вызвали бурю недовольства в Евросоюзе. Европейские политики в один голос заявили, что возвращение смертной казни станет для Турции роковой ошибкой и подчеркнули, что от действий Эрдогана в отношении арестованных мятежников зависит будущее отношений Турции и ЕС.

Наиболее жёсткое заявление сделала Федерика Могерики, которая занимает пост Верховного представителя ЕС по внешним делам и политике безопасности, выступая на заседании министров иностранных дел ЕС, на которой также присутствовал Госсекретарь США Джон Керри.

"Мы были первыми в эту трагическую ночь, кто сказал, что необходимо защищать легитимные институты власти. И мы те, кто сегодня говорит, что в этой стране должно защищаться верховенство права, — заявила Могерини. – Любые шаги, которые страна делает в другую сторону, являются непростительными".

"Демократия и легитимные институты должны защищаться, — также отметила она. — Сегодня мы вместе с министрами говорим, что это, очевидно, не означает, что верховенство права и система сдержек и противовесов не должны работать. Напротив, их необходимо защищать в интересах самой страны. Поэтому мы должны послать чёткий сигнал".

Коллега Могерини Йоханнес Хан, который занимает пост Комиссара ЕС по вопросам расширения и политике добрососедства, отметил, что действия турецких властей могут представлять угрозу для диалога между Турцией и ЕС, который находится в его прямой компетенции. По словам политика, оперативность, с которой были арестованы судьи, обвиняемые в причастности к путчу, говорят о том, что список тех, кого нужно арестовать, существовал ещё до того, как была предпринята попытка переворота.

"Выглядит это так, как будто было, как минимум, частично подготовлено. Списки были общедоступными, что говорит о том, что они были приготовлены заранее для использования в определённых обстоятельствах, — отметил Хан. – Я очень обеспокоен. Это как раз то, чего мы боялись".

Другие европейские политики также высказались против применения к заговорщикам чрезмерных наказаний. Так, министр иностранных дел Франции Жан-Марк Эро отметил, что неудавшийся переворот не является карт-бланшем для Эрдогана и не даёт ему право на организацию массовых чисток, также не забыв упомянуть о необходимости соблюдать верховенство права. Не осталась в стороне и канцлер Германии Ангела Меркель, которая прокомментировала ситуацию в интервью немецкой газете Welt am Sonntag.

"Он [Эрдоган] может усилить свои позиции внутри страны, но тогда он изолирует себя от других стран", — заявила Меркель.

Неудавшийся военный переворот усугубил и без того тяжёлую ситуацию с безопасностью в стране, где каждую неделю происходят теракты, за которыми обычно стоят Рабочая партия Курдистана или террористическая группировка "Исламское государство" (запрещена в РФ) – и те и другие недовольны военными действиями Турции в соседней Сирии. Кроме того, наметившееся охлаждение отношений между Анкарой и Брюсселем ставит под вопрос не только будущее переговоров о вступлении Турции в ЕС, но и гораздо более болезненный и насущный для Евросоюза вопрос.

Речь идёт о соглашении о беженцах, подписанном в декабре прошлого года по формуле "один за одного". Согласно условиям этого документа документу, турецкие пограничники задерживают все корабли, которые пытаются нелегально попасть на территорию Греции и принимают беженцев, депортированных своими греческими коллегами. Взамен европейские власти оплачивают чартерный рейс, на котором перевозят эквивалентное количеству задержанных число беженцев напрямую в Европу, а также финансируют строительство лагерей временного проживания на территории Турции.

Ранее наблюдатели отмечали, что соглашение о беженцах, несмотря на критику, которая обрушилась на него со стороны правозащитных организаций и даже ООН, стало главным шагом, позволившим остановить неконтролируемый миграционный поток через "Балканский маршрут". При этом в Анкаре неоднократно угрожали в одностороннем порядке прекратить его исполнения в случае, если Евросоюз не пойдёт на разного рода уступки. Очевидно, что в случае, если возвращение смертной казни приведёт к ответным мерам со стороны ЕС, судьба этого соглашения, а, значит, и безопасности европейских границ, окажется под большим вопросом.