Один неудачный переворот в Турции дал начало другому


Global Look Press

Сторонники удержавшегося у власти Реджепа Эрдогана перешли в открытое контрнаступление. Если до попытки военного переворота власть закручивала гайки и планомерно усиливала авторитарное правление нынешнего президента, то теперь её сторонники действуют в открытую.

Сторонники удержавшегося у власти Реджепа Эрдогана перешли в открытое контрнаступление. Если до попытки военного переворота власть закручивала гайки и планомерно усиливала авторитарное правление нынешнего президента, то теперь её сторонники действуют в открытую.

Британская The Telegraph предупреждает, что действия турецких властей по подавлению инакомыслия в стране и устранение оппозиции, а также взятие светских институтов под авторитарный контроль вполне может обернуться тем, что НАТО будет вынуждено исключить Турцию из своих рядов.

А между тем, гонения в стране распространились на учёных и интеллигенцию, не ограничившись арестами тысяч военных, полицейских судей и адвокатов. Вершиной айсберга оказался беглый оппозиционер и политический соперник Эрдогана, давно не дающий ему покоя и серьёзно ослабляющий авторитет турецкого президента Фетхулла Гюлен. Исламский проповедник, которого Эрдоган обвинил в подготовке военного переворота, известен своим попечительством большого числа учебных заведений в Турции, многие из которых он сам же и основал.

С формулировкой "за поддержку Гюлена" в последние дни в Турции уже выгнаны с работы 15 тысяч преподавателей и служащих различных университетов. Полторы тысячи преподавателей высшего звена, среди которых деканы университетских факультетов получили предписание с требованием подать в отставку.

На этом фоне дополнительным и очень мрачным пятном на действия президента ложится тень близкого и весьма вероятного возвращения практики использования смертной казни в Турции. С такими настроениями Анкара сама же закрывает себе, даже не дверь, а окно в Евросоюз.

Ещё одним следствием самоизоляции и радикализации режима в Турции, по мнению авторов статьи в The Telegraph может стать обострение проблемы беженцев. Европейцы не раз просили Эрдогана повлиять на возрастающий поток нелегальных мигрантов с территории Турции. Анкара потребовала от Европы денег на осуществление подобных мер, получила финансирование и даже продемонстрировала "шаги в нужном направлении". Поток мигрантов однако, не иссяк и по мнению многих экспертов, как в Европе, так и в Турции, может обрести новую силу.

У Анкары есть военный якорь, удерживающий тот же Вашингтон от наращивания давления на Анкару. Военная база Инджирлик на юге страны является крупнейшим объектом базирования ядерного оружия НАТО, где по сей день расположено 50 водородных бомб, каждая из которых по мощности в 100 раз превышает ту, что была сброшена на Хиросиму. На днях турецкие энергетики сократили подачу электричества на базу без видимых причин и последующего объяснения, что, по словам военных, несёт потенциальную угрозу, с учётом чувствительности к условиям хранения находящихся на базе боеприпасов. Кроме того, Инджирлик является ключевой отправной точкой для авиации США и союзников, вылетающей на боевые задания в Сирию и Ирак.

То, что даже на фоне такого тесного сотрудничества в НАТО начинают говорить о возможном расставании с Турцией, свидетельствует о росте серьёзных разногласий с одним из ключевых членов альянса. От решительных действий НАТО удерживают опасения того, что Турция может попытаться в той или иной форме организовать некое военное сотрудничество с Россией, или, что более вероятно, с рядом арабских диктатур на Ближнем Востоке, в случае её отторжения от североатлантического альянса.