Решение о разводе во имя выживания принимают самки

Самец лиловошапочного расписного малюра.

Самец лиловошапочного расписного малюра.
Фото P Barden/Wikipedia Commons.

Семейная пара лиловошапочных расписных малюров.

Семейная пара лиловошапочных расписных малюров.
Фото Michelle Hall, Monash University.

Самец лиловошапочного расписного малюра.
Семейная пара лиловошапочных расписных малюров.
Известно, что расписные малюры, австралийские певчие птички, образуют пары, но иногда могут и "разводиться". Новое исследование показало, что инициатором разрыва всегда выступает самка. Учёные разобрались в мотивах столь безответственного поведения со стороны особи женского пола.

На территории Австралии обитают маленькие певчие птички расписные малюры с очень интересным типом полового поведения. Их всего 12 видов и все их представители социально моногамные, но при этом имеют беспорядочные половые связи. Это означает, что птицы образуют пары "один самец — одна самка", но каждый партнёр спаривается с другими особями и даже принимает участие в воспитании молодняка от таких сторонних связей.

Команда исследователей из Университета Монаша в Мельбурне во главе с Энн Петерс (Anne Peters) сосредоточила своё внимание на лиловошапочных расписных малюрах (Malurus coronatus), обитающих на территории округа Кимберли в западной Австралии. Их численность оценивается всего в 10 тысяч особей.

Расписные малюры – птицы территориальные, то есть они ведут оседлый образ жизни и защищают свой участок от вторжения представителей своего вида. В виду особенностей поведения эти птицы часто сталкиваются с трудностями при образовании пары, связанными с ограниченным количеством, как свободных партнёров, так и территорий.

Семейная пара лиловошапочных расписных малюров.

Один из удивительных фактов из жизни расписных малюров, в том числе и лиловошапочниковых, – это процветающая практика "разводов". Учёные вели наблюдение за 317 гнездящимися парами M. coronatus и обнаружили, что в течение девяти лет каждая пятая из них распалась. При этом во всех случаях инициаторами выступали женские особи.

"Самки демонстрируют долгосрочное планирование и, скорее всего, заканчивают отношения при появлении более выгодной партии, если есть перспектива занять лучшую территорию, — рассказывает доктор Петерс в пресс-релизе университета. – Также мы обнаружили, что они могут ждать хорошую "вакансию" до трёх лет, подыскивая подходящий участок, на котором нет самки".

Орнитологи отмечают, что некоторые представительницы вида не гнушались и нечестных методов занятия достойного места. Иногда более взрослые и опытные из них просто выгоняли молодых самок с их территорий, которые затем занимали как свои.

"Эти птицы живут под угрозой исчезновения в суровой и непредсказуемой среде, где 80 процентов попыток гнездования заканчиваются неудачей, — подводит итоги ведущий автор исследования Натали Хидальго Аранзаменди (Nataly Hidalgo Aranzamendi). – Поэтому самки готовы к смене постоянного партнёра вместе с местом гнездования, ведь более выгодный участок может компенсировать эту потерю с лихвой".

Результаты исследования опубликованы в издании Behavioral Ecology.