Звездные доспехи Северина

Водное выживание космонавтов — один из обязательных этапов подготовки к полету. На днях это испытали на себе члены экипажа "Союза", которым предстоит лететь в космос через полтора года.

Водное выживание космонавтов — один из обязательных этапов подготовки к полету. На днях это испытали на себе члены экипажа "Союза", которым предстоит лететь в космос через полтора года. Главные атрибуты тренировки – полетный скафандр "Сокол" и гидрокомбинезон "Форель". Объединяет их со скафандром "Орлан", в котором космонавты выходят в открытый космос, одно: все звездные доспехи изготовлены на НПП "Звезда", главному конструктору которого, академику Гаю Северину, на днях исполнилось бы 90 лет.

Выживание на воде – важный этап подготовки к полету. В эти дни экипаж "Союза", который стартует в космос через полтора года, завершил тренировки в непростых условиях.

"В тренировку космонавты входят с надетыми скафандрами "Сокол – КВ-2". Это индивидуальное средство защиты обеспечивает полную герметичность. Даже на этапах выведения на орбиту, если возникает какая-то негерметичность, скафандр сохраняет жизнь и здоровье членам экипажа", — пояснил Анатолий Забрусков, инструктор Центра подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина.

Внутри спускаемой капсулы командиру экипажа Сергею Прокопьеву и бортинженерам — космонавту Олегу Артемьеву и астронавту НАСА Эндрю Фойстелу – пришлось поменять "Сокол" на "Форель".

Гидрокомбинезон "Форель", полетный скафандр "Сокол" и скафандр "Орлан" для выхода в открытый космос изготовлены на подмосковном предприятии "Звезда". Именно здесь рождаются средства спасения на воде, в воздухе и в космосе.

На МКС готовятся к смене оборудования. Завершается срок службы скафандров для выхода в открытый космос "Орлан МК". В будущем году внекорабельную работу российских космонавтов за бортом обеспечат скафандры нового поколения — "Орлан МКС".

Усовершенствованный скафандр "Орлан" – с новой аббревиатурой МКС: модернизированный, компьютеризированный, синтетический. Теперь в нем автоматическая система терморегулирования — космонавту не придется думать о температуре, усовершенствованный климат-контроль, более прочные материалы, без сомнения, это лучший скафандр для выхода в открытый космос.

Автоматизированную систему пытались создать во многих странах, и много лет на это было потрачено, но нигде не было доведено до внедрения уже в реальный скафандр, который работает в космосе", — говорит Геннадий Глазов, главный специалист по испытаниям и эксплуатации космических скафандров НПП "Звезда".

Новые материалы снизили массу скафандра и увеличили срок его службы. Если "Орланы" предыдущего поколения рассчитаны на 15 выходов в открытый космос, то новый "Орлан МКС" обеспечит более 20 внеземных прогулок.

"Срок службы можно увеличить за счет использования материалов. Резину поменять на полиуретан, сменные элементы, чтобы проще было менять, чтобы остальное все было более долговечно", — говорит Сергей Поздняков, генеральный директор — главный конструктор НПП "Звезда".

В "Звезде" работа над скафандрами ведется постоянно, уже есть проекты скафандров следующего поколения. В космических доспехах должно быть не только безопасно, но и комфортно. Основы спасательных скафандров заложил Гай Ильич Северин. В эти дни академику российской академии наук, главному конструктору средств спасения и жизнеобеспечения экипажей самолетов, вертолетов и космических кораблей исполнилось бы 90 лет.

"Северин сделал первые "Орланы", которые прилетали туда, космонавты могли их подгонять под себя, и сейчас так происходит – без спуска для обслуживания на землю", — рассказывает Сергей Поздняков.

В кабинет главного конструктора мог зайти любой, чтобы предложить интересные идеи. Здесь всегда работали и работают с прицелом на будущее. Порой рисковали.

В условиях ограниченного времени надо было подготовить программу для первого выхода Алексея Леонова в открытый космос.

"Это были абсолютно оригинальные разработки. Ни у кого такого не было. Было это сделано впервые в мире на "Звезде", — говорит Сергей Поздняков.

Именно Северин создавал катапультное кресло для первых пилотируемых космических кораблей "Восток", переходной надувной шлюз и скафандр "Беркут" для выхода в открытый космос Алексея Леонова. Мало кто помнит, что под руководством Северина был создан и "космический мотоцикл" для передвижения в открытом космосе. Его с успехом испытал на орбите Александр Серебров.

Авиация и космонавтика для Северина были связаны неразрывно. Благодаря его разработкам, летчики после катапультирования не только остаются живыми, но и возвращаются в строй. Его сын, испытатель, Герой России Владимир Северин на себе проверял надежность изобретений отца.

"Когда изделия сдавали госкомиссии, приезжали генералы из Министерства обороны. А я ставлю какой-то рекорд. Его спрашивают: "Кто испытатель?" Он говорит: "Мой сын". "То есть, ваш сын все это на себе проверяет?" – вспоминает Владимир Северин.

Каждый экипаж, стартующий на МКС, уверенно чувствует себя в полетном скафандре "Сокол", а при возвращении в ложементе, разработанным специалистами "Звезды".

Думают здесь и о будущем, разрабатывая новый скафандр для грядущих марсианских и лунных миссий.

"Если говорить о Луне, то здесь главная задача – сделать хорошую подвижность ног. Поскольку, существующая оболочка съемная, можно оболочку поставить другую, которая больше ориентирована для ходьбы. И надо будет делать защиту от пыли, думать, как эту пыль, которой там очень много, не занести в корабль", — говорит Сергей Поздняков.

Лунный скафандр должен появиться уже в ближайшие годы. Он воплотит все лучшее, что было придумано и отработано конструкторами легендарной "Звезды".