Анатолий Артамонов: кризис ударил по Калужской области, но мы стараемся справляться

Телеканал "Вести" представляет серию интервью с губернаторами российских регионов. Местные руководители рассказывают о том, как на возглавляемых ими субъектах Федерации сказался мировой финансовый кризис. Сегодняшний гость – губернатор Калужской области Анатолий Артамонов.

Телеканал "Вести" представляет серию интервью с губернаторами российских регионов. Местные руководители рассказывают о том, как на возглавляемых ими субъектах Федерации сказался мировой финансовый кризис, и как регионы выходят из нынешней экономической ситуации. Сегодняшний гость – губернатор Калужской области Анатолий Артамонов.

- Что случилось с приходом кризиса?

У нас были разные периоды в нашем развитии. Сейчас, в последние годы, Калужская область действительно развивается достаточно динамично. Более того, мы, например, по темпам роста объемом промышленного производства по итогам 2008 года заняли первое место в РФ. И сейчас, по итогам 1 квартала, имеем 16,8% роста. Но сказать, что кризис нас не коснулся – это я бы сильно преувеличил и покривил душой. Я этого делать не буду. Кризис и нам доставил много неприятностей, но мы стараемся исправляться. В первую очередь, о чем все сегодня говорят – это мы не можем поступиться к кредитным ресурсам. Деньги в банках есть, но их можно взять на таких условиях, которые не все предприятия могут выполнить. Это, прежде всего, залоговые обязательства, усложнение процедуры оформления. И второе – это высокая процентная ставка.

- Диалог между банкирами и властью идет?

- Да, администрация Калужской области пытается выступать посредником. Более того, я недавно пригласил первого заместителя председателя ЦБ Меликьяна. Он пытался выяснить, что же на самом деле происходит. Почему все участники реального сектора экономики в один голос говорят о недоступности кредитных ресурсов. И согласился с представителями промышленности, а мы приглашали представителей всех отраслей – и тех, кто работает на оборонку и тех, кто работает на внутренний рынок, и тех, кто работает с участием иностранного капитала – все они одно и то же говорят. И для того, чтобы вернуть полученные кредиты, которые сегодня можно было бы взять в банках, надо иметь рентабельность производства не менее 30-35%. Но в машиностроении и металлообработке – это не реально сейчас, потому что кризис в первую очередь заставляет всех снижать цену реализации. Если раньше, в докризисный период, можно было какую-то продукцию продать подороже, то сейчас все стараются экономить, да и спрос сокращается.

- И все же было заявлено, что Калужская область получит иностранные инвестиции на сумму 500 миллионов долларов?

- В сравнении с тем, что мы получили в прошлом году – полтора миллиарда – это в три раза меньше. Но полтора миллиарда для Калужской области вообще, если бы мы об этом стали говорить пять лет назад, это было бы из области фантастики. Мы радовались 50-60 миллионам долларов. А в прошлом году вот такая цифра, только иностранных инвестиций. Это, конечно, очень большая цифра, большой объем вливаний в реальный сектор экономики.

- А кто получит эти деньги?

- Это все инвесторы. Ту цифру, которые вы назвали, это иностранные инвестиции. Но есть еще и отечественные инвесторы, которые продолжают вкладывать в развитие своих производств. Например, мы знаем, что очень тяжелый период был в металлургической промышленности. Но сейчас Новолипецкий металлургический комбинат продолжает строительство электрометаллургического экспериментального завода у нас, в Калужской области, и вкладывает свои средства. Это наш, отечественный, капитал. И есть и другие примеры. Но, конечно, мы уже видим сейчас, что объем инвестиций в целом будет снижаться.

- Автопром очень сильно пострадал от кризиса. Что у вас в области?

- Пострадали те, кто производил продукцию, не отвечающую требованиям качества. Или цена-качество – вот в этот диапазон не вмещался. Наш завод Volkswagen с начала года увеличил продажи автомобилей относительно этого же самого периода прошлого года более чем на 40%.О чем это говорит? Во-первых, за счет того, что производство этих автомобилей теперь в России, они не платят те таможенные пошлины, которые платили раньше. И притом, что все-таки неплохая заработная плата, она все равно меньше, чем в Европе. Это тоже способствует снижению цены на автомобиль. А качество нисколько не ухудшилось.

- Но, получается, что безработицы в регионе нет?

- У нас безработица есть. И больше того, она увеличилась. Но у нас она была чуть ли ни самая низкая в стране. Сегодня она составляет 0,1 процента. Это около пяти тысяч человек. Те, кто зарегистрированы в качестве безработных. Но предложений ровно в два раза больше для них на рынке труда. Практически на всех предприятиях ощущается недостаток, особенно кадров рабочих профессий, инженерных, специалистов инженеров, техников. И сейчас не хватает. И сейчас и в газетах, и на проходных висят объявления "Требуются".

- Вы как-то сотрудничаете с другими областями, потому что, например, в других регионах, эти люди не могут найти работу. У вас есть такая программа с переселением сотрудников, специалистов квалифицированных, чтобы они приехали в Калужскую область и работали?

- Мы приглашаем к себе на работу, и даже приезжают. Больше сейчас возвращаются свои. Те, кто когда-то уехал работать в Москву, Московскую область. И таких людей из Калужской области выехало, только по тем данным, которые мы смогли проконтролировать в докризисный период, 63 тысячи человек. Вы можете представить, какой это ресурс для нас, наших родных, как говорится, рабочих рук? Люди уехали по разным причинам. Прежде всего, конечно, хотелось заработать побольше. В Москве всегда была такая возможность, делая ту же самую работу, которую они выполняли бы, допустим, у нас в регионе, получать в два и даже в три раза больше.

- А какая средняя заработная плата в регионе?

- Ну, сегодня у нас около 14 тысяч. Она не изменилась относительно начала этого года. Но надо сказать, что роста не наблюдается, потому что многие сокращают премиальные выплаты, доплаты всевозможные. И мы тоже у себя это делаем. И, конечно, сейчас, наверное, какое-то время она не будет расти. Но хорошо, если бы не снижалась.

- У вас есть стратегическое предприятие – Калужский турбинный завод. Что сейчас происходит на этом предприятии?

- Калужский турбинный завод работает успешно. И в этом году намечается рост объемов производства. Если в прошлом году они производили продукции на общую сумму около 4 миллиардов рублей, то в этом году будем не менее 4 с половиной миллиардов. Это тоже рост хороший.

- Кто основной заказчик этого предприятия?

- Половина продукции – это оборонно-технического назначения. вторая половина – это гражданская продукция, это турбины для небольших котельных от трех до шестидесяти семи мегаватт. И для, в частности, сахарной промышленности. Очень многие, не только наши отечественные, заказчики покупают эти турбины – почти в 50 странах мира.

- Вот мы с вами говорим на протяжении всего интервью, что зарплата не снижается, что безработных достаточно немного и еще есть определенные вакансии, да? И вы готовы даже приглашать тех людей, которые где-то из других регионов специалистов. Неужели этих узких мест у вас не существует в области?

- Полно. И я могу вам привести пример. Вот у нас есть такой город, я его зову "Город машиностроителей" – Людиново. Это один из центров "демидовской империи".Там четыре таких градообразующих предприятия: это теплотрубостроительный завод, агрегатный завод, чугунолитейный завод и машиностроительный завод. Так вот, на начало года тяжелейшая ситуация сложилась на чугунолитейном заводе – полностью встала реализация. Общими усилиями мы этот вопрос решили. И сейчас предприятие работает успешно. Но, вместе с тем, например, агрегатный завод, который делает очень высокотехнологичную продукцию, практически стоит. Почему? С одной стороны, кредитов он не может получить, потому что стоит. А, с другой стороны, вымыты полностью оборотные средства за счет того, что один из покупателей его продукции – наш отечественный ивановский крановый завод 110 миллионов рублей этому предприятию за изготовленную для него и отгруженную продукцию не выплатил. Причем директор вообще не выходит на контакт. Он москвич, предприятие у него в Иваново. Я уже предлагал как-то на одном из больших совещаний: помните, у нас была такая проблема – идут судебные процессы, кто-то алименты не платит. И приставы никак не могут этих людей заставить платить. Что сделали? Человек приезжает в аэропорт – билет ему не дают и не выпускают его за границу. И я думаю, что надо просто внести какие-то изменения небольшие в наше законодательство. И это быстро приведет их в чувство. Ведь сейчас порочный круг образуется. Те люди, которые начинали свой бизнес в девяностые годы, они тогда на том его и строили – брали продукцию и не платили. Сейчас они вдруг увидели, что, оказывается, можно тоже некоторое время на этом поживиться и не платить. А что такое – один кто-то не заплатил и все!

- Снежный ком.

- Да. Совершенно правильно. И предприятие парализовано.

- Перейдем к другой теме. Сообщается, что в Обнинске будет открыто отделение Национального ядерного университета. Насколько востребовано, вообще, это учреждение будет? И нашли ли вы уже абитуриентов для него?

- В Обнинске традиционно готовятся специалисты для атомной промышленности. Он станет центром технопарка, который создается у нас по решению правительства Российской Федерации. И это опыт, который есть во многих западных государствах и который мы хотим к себе привнести. Если действительно, центром технопарка становится университет, то тогда выпускники этого университета, еще обучаясь в этом университете, имеют возможность многие свои идеи, которые кому-то кажутся даже слегка бредовыми, но смелыми, сразу пытаться воплощать их в жизнь. И сразу здесь же получать навыки ведения какого-то бизнеса. Это нужно, чтобы молодой человек, выходя со школьной скамьи, вернее с институтской скамья, он не был в состоянии растерянности. Хотя я должен сказать, вот особенно с развитием, когда мы пошли по пути создания вот наших индустриальных парков, а именно в этих индустриальных парках строятся эти предприятия и Samsung, и Volkswagen, и Peugeot, Citroen, Volvo. И благодаря этой идее, мы сразу ощутили интерес нашей молодежи к получению инженерных специальностей. Это очень здорово. То есть, у нас произошел такой переход интереса от юридических, экономических специальностей, что было очень модно, именно к инженерной специальности. Выпускники нашего филиала Бауманского университета, после третьего, ну, максимум, после четвертого курса из своих шести, уже трудоустроены.