The Telegraph: если вы еще не купили билеты на спектакли Большого, не откладывайте

Ведущие издания Великобритании отреагировали на начало трехнедельных гастролей Большого театра на сцене Королевской оперы. Общее впечатление можно выразить одним словом, которым заканчивается рецензия Климента Криспа из Financial Times: "Восторг".

Ведущие издания Великобритании отреагировали на начало трехнедельных гастролей Большого театра на сцене Королевской оперы. Общее впечатление можно выразить одним словом, которым заканчивается рецензия Климента Криспа из Financial Times: "Восторг".

Клемент Крисп, Financial Times: "Я люблю этот балет, потому что он вызывает в памяти образы балерин, которые блистали в главной партии Китри, от Плисецкой и Максимовой до Осиповой и Ольги Смирновой, которая вышла на сцену в понедельник
вечером (нетипичный выбор для этой роли; тем не менее, она восхитительна). Я совершенно покорен потрясающим талантом всех
исполнителей, включая цыган, дриад, солистов (Анна Тихомирова вызвала бурю восторга своей вариацией в последнем акте), а также исполнением Алексея Лопаревича (Кихот), который продемонстрировал такое чувство собственного достоинства, а также веселым улепетыванием Романа Симачева (Санчо) и костюмами Елены Зайцевой, от которых захватывает дух. Денис Родькин создал великолепный образ Базиля; он продемонстрировал все свое мастерство и понимание художественной истории. Чувствуется, что труппа помнит о своих корнях; это великолепная балетная труппа в самом своем истином проявлении. Анна Антропова, исполнившая цыганский танец, продемонстрировала просто-таки безудержную страсть. Восторг".

Марк Монахан, The Telegraph: "Труппа возвращается в Лондон после трехлетнего перерыва, 60 лет спустя после своих первых гастролей в британской столице. Кажется, что Большой пережил недавние печальные события (внутреннюю борьбу, скандалы, отвратительное "кислотное" нападение) и теперь, под руководством нового худрука балетной труппы Махара Вазиева и нового генерального директора Владимира Урина коллектив выглядит очень сильным.

В понедельник главные роли исполняли Ольга Смирнова и Денис Родькин, исключительно талантливые танцовщики. На самом деле, выражаясь балетным языком, "Дон Кихот" — не "родной язык" этой балерины, для исполнения которой характерна естественная торжественность. Она прошла обучение в Академии им. Вагановой в Санкт-Петербурге, которая поставляет кадры для Мариинского, этого бастиона холодной, классической утонченности, а затем попала в Большой, этот котел, где кипят драматичные страсти; можно подозревать, что ей пришлось зарядиться необходимой энергией и даже в некотором роде разнообразить стиль своего исполнения, чтобы выйти на сцену в этой постановке Большого.

Денис Родькин поистине стал открытием вечера. Это его лондонский дебют в составе труппы Большого; танцовщик, который как две капли воды похож на Флэша Гордона (Флэш Гордон/Flash Gordon — вымышленный персонаж одноименного научно-фантастического комикса), продемонстрировал исполнение, в котором было столько мощной мужественности, музыкальности и технических удач, что вполне понятно, почему значительной части зрителей отчаянно требовался холодный душ после спектакля. Он — звезда достоинством в 24 карата, как и первая солистка Анна Тихомирова, обладающая огромным чувством собственного достоинства, быстрая, как ртуть исполнительница роли Уличной танцовщицы, которая также вышла на сцену позже, в завершающем Гранд-Па, и продемонстрировала ту наивность и невинность, которых Смирновой, кажется, уже не достает…

Кордебалет был восхитительно энергичен в первом действии на городской площади, источал лиризм в сцене видения во втором действии и всегда действовал как единый организм. Какой бы изнуряюще быстрый темп не взял Павел Сорокин и оркестр Большого театра, кордебалет принимал вызов. В целом, в этот вечер со сцены лилось настоящее веселье, энергия и восторг, эмоции, устоять перед которыми невозможно".

Джудит Макрелл, The Guardian: "На самом деле, Алексей Фадеечев и его команда великолепно справились с задачей — они прояснили эту историю и восстановили некоторые составляющие оригинальной текстуры балета. С точки зрения визуального восприятия, это один из самых восхитительных балетов XIX века в классическом репертуаре Большого; выдержанные в элегантной цветовой гамме костюмы обрамлены со вкусом выполненными декорациями, в числе которых — воздушная средиземноморская деревенская площадь и, возможно, самая убедительная сцена с мельницами, которую я когда-либо видела.

Наброску истории Дона (эту роль исполняет Алексей Лопаревич, который наполняет эту партию эдаким скрипучим чувством собственного достоинства) здесь придали легкий блеск правдоподобия — его безумные мечты о рыцарстве, обусловлены, скорее, его любовью к чтению, а не слабоумием.

Особенно хороши среди артистов второго плана, Вера Борисенкова, загадочная и высокомерная исполнительница испанского танца, и Анна Антропова, приторно музыкальная и мелодраматичная исполнительница цыганского танца.

Главное в этом балете — возможность показать во всей красе виртуозность и очарование двух возлюбленных, Китри и Базиля… Его лицо всегда выражает любопытство, он смотрит на свою балерину с любовью. Однако Ольга Смирнова отвечает на страсть Родькина с разочаровывающим безразличием. Она — талантливая танцовщица, и некоторые элементы ее техники просто завораживают — работа ног, подтянутых и быстрых, высокие, аккуратно выполненные прыжки. Но на роль этой остроумной героини она совершенно не подходит; в ее исполнении нет ни капли веселости, ни единой толики чувственности или романтики".

Дебра Крейн, The Times: "Герои стучат кастаньетами и размахивают плащами, играют веерами и кинжалами; это мир томных женщин и развязных мужчин. Противопоставить этому можно райскую благодать сцены видения в царстве дриад (второе действие), где Дону снится Дульсинея, образ его женского идеала; здесь у женского кордебалета есть возможность продемонстрировать свое целомудрие, уместную женственность и очарование.

Что касается декораций и костюмов, "Дон Кихот" — это настоящее пиршество для глаз, особенно для тех из нас, кто привык к вечно серым сценам в европейских постановках. Нас почти ослепляет цвет, который рвется наружу при любой возможности; особенно это заметно, когда дело доходит до потрясающих костюмах Елены Зайцевой. Декорации Валерия Левенталя — залитая солнцем площадь Барселоны в первом действии, замок герцога, сцена свадьбы Китри и Базиля в третьем действии — очень элегантны.

Это был особенный спектакль; первый состав соответствовал духу момента. Ольга Смирнова в роли Китри продемонстрировала настоящий взрыв на сцене. Она вылетела туда как пробка из бутылки шампанского и показала такую отчаянную технику, будто собиралась завоевать весь мир. Ей потребовалось какое-то время, чтобы разогреться, но к концу спектакля Смирнова покорила всех; ее финальное па-де-де (никогда не видела, чтобы фуэте исполняли быстрее) стало настоящим триумфом.

Денис Родькин в роли Базиля стал настоящей сенсацией. Каждое его движение очень точное; он демонстрирует щегольство, силу и радостное возбуждение. Его исполнение было наполнено жизненной энергией и юмором; кажется, ему удалось воплотить дух самого Большого.

Павел Сорокин, который дирижировал оркестром театра, словно пронесся сквозь партитуру Минкуса на полной скорости; он добился очень искусного исполнения и самых тихих пассажей, и самых энергичных фрагментов. Балет будет исполнен еще два раза, а в пятницу программу гастролей продолжит "Лебединое озеро".