Ведущие издания Великобритании отреагировали на начало трехнедельных гастролей Большого театра на сцене Королевской оперы. Общее впечатление можно выразить одним словом, которым заканчивается рецензия Климента Криспа из Financial Times: "Восторг".
Клемент Крисп, Financial Times: "Я люблю этот балет, потому что он вызывает в памяти образы балерин, которые блистали в главной партии Китри, от Плисецкой и Максимовой до Осиповой и Ольги Смирновой, которая вышла на сцену в понедельник
вечером (нетипичный выбор для этой роли; тем не менее, она восхитительна). Я совершенно покорен потрясающим талантом всех
исполнителей, включая цыган, дриад, солистов (Анна Тихомирова вызвала бурю восторга своей вариацией в последнем акте), а также исполнением Алексея Лопаревича (Кихот), который продемонстрировал такое чувство собственного достоинства, а также веселым улепетыванием Романа Симачева (Санчо) и костюмами Елены Зайцевой, от которых захватывает дух. Денис Родькин создал великолепный образ Базиля; он продемонстрировал все свое мастерство и понимание художественной истории. Чувствуется, что труппа помнит о своих корнях; это великолепная балетная труппа в самом своем истином проявлении. Анна Антропова, исполнившая цыганский танец, продемонстрировала просто-таки безудержную страсть. Восторг".
Марк Монахан, The Telegraph: "Труппа возвращается в Лондон после трехлетнего перерыва, 60 лет спустя после своих первых гастролей в британской столице. Кажется, что Большой пережил недавние печальные события (внутреннюю борьбу, скандалы, отвратительное "кислотное" нападение) и теперь, под руководством нового худрука балетной труппы Махара Вазиева и нового генерального директора Владимира Урина коллектив выглядит очень сильным.
В понедельник главные роли исполняли Ольга Смирнова и Денис Родькин, исключительно талантливые танцовщики. На самом деле, выражаясь балетным языком, "Дон Кихот" — не "родной язык" этой балерины, для исполнения которой характерна естественная торжественность. Она прошла обучение в Академии им. Вагановой в Санкт-Петербурге, которая поставляет кадры для Мариинского, этого бастиона холодной, классической утонченности, а затем попала в Большой, этот котел, где кипят драматичные страсти; можно подозревать, что ей пришлось зарядиться необходимой энергией и даже в некотором роде разнообразить стиль своего исполнения, чтобы выйти на сцену в этой постановке Большого.
Денис Родькин поистине стал открытием вечера. Это его лондонский дебют в составе труппы Большого; танцовщик, который как две капли воды похож на Флэша Гордона (Флэш Гордон/Flash Gordon — вымышленный персонаж одноименного научно-фантастического комикса), продемонстрировал исполнение, в котором было столько мощной мужественности, музыкальности и технических удач, что вполне понятно, почему значительной части зрителей отчаянно требовался холодный душ после спектакля. Он — звезда достоинством в 24 карата, как и первая солистка Анна Тихомирова, обладающая огромным чувством собственного достоинства, быстрая, как ртуть исполнительница роли Уличной танцовщицы, которая также вышла на сцену позже, в завершающем Гранд-Па, и продемонстрировала ту наивность и невинность, которых Смирновой, кажется, уже не достает…
Кордебалет был восхитительно энергичен в первом действии на городской площади, источал лиризм в сцене видения во втором действии и всегда действовал как единый организм. Какой бы изнуряюще быстрый темп не взял Павел Сорокин и оркестр Большого театра, кордебалет принимал вызов. В целом, в этот вечер со сцены лилось настоящее веселье, энергия и восторг, эмоции, устоять перед которыми невозможно".
Джудит Макрелл, The Guardian: "На самом деле, Алексей Фадеечев и его команда великолепно справились с задачей — они прояснили эту историю и восстановили некоторые составляющие оригинальной текстуры балета. С точки зрения визуального восприятия, это один из самых восхитительных балетов XIX века в классическом репертуаре Большого; выдержанные в элегантной цветовой гамме костюмы обрамлены со вкусом выполненными декорациями, в числе которых — воздушная средиземноморская деревенская площадь и, возможно, самая убедительная сцена с мельницами, которую я когда-либо видела.
Наброску истории Дона (эту роль исполняет Алексей Лопаревич, который наполняет эту партию эдаким скрипучим чувством собственного достоинства) здесь придали легкий блеск правдоподобия — его безумные мечты о рыцарстве, обусловлены, скорее, его любовью к чтению, а не слабоумием.
Особенно хороши среди артистов второго плана, Вера Борисенкова, загадочная и высокомерная исполнительница испанского танца, и Анна Антропова, приторно музыкальная и мелодраматичная исполнительница цыганского танца.
Главное в этом балете — возможность показать во всей красе виртуозность и очарование двух возлюбленных, Китри и Базиля… Его лицо всегда выражает любопытство, он смотрит на свою балерину с любовью. Однако Ольга Смирнова отвечает на страсть Родькина с разочаровывающим безразличием. Она — талантливая танцовщица, и некоторые элементы ее техники просто завораживают — работа ног, подтянутых и быстрых, высокие, аккуратно выполненные прыжки. Но на роль этой остроумной героини она совершенно не подходит; в ее исполнении нет ни капли веселости, ни единой толики чувственности или романтики".
Дебра Крейн, The Times: "Герои стучат кастаньетами и размахивают плащами, играют веерами и кинжалами; это мир томных женщин и развязных мужчин. Противопоставить этому можно райскую благодать сцены видения в царстве дриад (второе действие), где Дону снится Дульсинея, образ его женского идеала; здесь у женского кордебалета есть возможность продемонстрировать свое целомудрие, уместную женственность и очарование.
Что касается декораций и костюмов, "Дон Кихот" — это настоящее пиршество для глаз, особенно для тех из нас, кто привык к вечно серым сценам в европейских постановках. Нас почти ослепляет цвет, который рвется наружу при любой возможности; особенно это заметно, когда дело доходит до потрясающих костюмах Елены Зайцевой. Декорации Валерия Левенталя — залитая солнцем площадь Барселоны в первом действии, замок герцога, сцена свадьбы Китри и Базиля в третьем действии — очень элегантны.
Это был особенный спектакль; первый состав соответствовал духу момента. Ольга Смирнова в роли Китри продемонстрировала настоящий взрыв на сцене. Она вылетела туда как пробка из бутылки шампанского и показала такую отчаянную технику, будто собиралась завоевать весь мир. Ей потребовалось какое-то время, чтобы разогреться, но к концу спектакля Смирнова покорила всех; ее финальное па-де-де (никогда не видела, чтобы фуэте исполняли быстрее) стало настоящим триумфом.
Денис Родькин в роли Базиля стал настоящей сенсацией. Каждое его движение очень точное; он демонстрирует щегольство, силу и радостное возбуждение. Его исполнение было наполнено жизненной энергией и юмором; кажется, ему удалось воплотить дух самого Большого.
Павел Сорокин, который дирижировал оркестром театра, словно пронесся сквозь партитуру Минкуса на полной скорости; он добился очень искусного исполнения и самых тихих пассажей, и самых энергичных фрагментов. Балет будет исполнен еще два раза, а в пятницу программу гастролей продолжит "Лебединое озеро".