Каталония намерена отделиться от Испании вне зависимости от её желания

Правительство Каталонии открыто заявило, что будет добиваться независимости даже в том случае, если этому будут прямо противостоять власти страны. Министр иностранных дел автономного сообщества отметил, что будет добиваться независимости, даже несмотря на прямой конституционный запрет.

Правительство Каталонии значительно обострило словестное противостояние с Испанией, заявив о намерении использовать свой демократический мандат для создания независимого Каталонского государства, несмотря на прямой запрет, прописанный в испанской конституции.

Каталония готовится к заседанию Конституционного суда Испании, которое должно начаться на этой неделе. Суд должен рассмотреть доводы, предоставленные комиссией по суверенитету, созданной девять месяцев назад, когда сторонники независимости, одержавшие победу на парламентских выборах в Каталонии, приняли резолюцию, призывающую "начать процесс создания независимого Каталонского государства".

Накануне важного заседания президент парламента Карме Форкаделл и министр иностранных дел Каталонии Рауль Ромева заявили, что вызывающее пренебрежение со стороны Мадрида не оставили Барселоне другого выбора, кроме как начать агитацию за создание независимого государства.

"Испанское государство заставило нас почувствовать, что у нас нет альтернативы, — заявил Ромева. – Мы всегда говорили, что предпочитаем шотландский сценарий, когда мы сможем организовать демократический референдум в кооперации с государством. Мы продолжаем говорить с Мадридом, но в ответ слышим лишь своё эхо".

В свою очередь, Форкаделл указала на недавний скандал, когда в сеть попала запись разговора, в ходе которого министр внутренних дел Испании Фернандес Диас обсуждает с главой антикоррупционного ведомства по Каталонии Даниэлем де Альфонсо возможную организацию расследования против каталонских политиков, агитирующих за независимость. По мнению главы каталонского парламента, испанское правительство во главе с Марьяно Рахоем не может просто проигнорировать этот инцидент, сделав вид, что ничего не происходит.

"Как они могут говорить, что ничего не происходит, когда министр внутренних дел, который по идее должен защищать интересы всех граждан, пойман на попытке найти улики против граждан лишь потому, что они мыслят иначе? – задаётся Форкаделл риторическим вопросом. – Как абсолютно ничего может не происходить? Мы не понимаем этого".

Рауль Ромева также отметил, что у испанского правительства на данный момент существует два варианта: либо признать реальность стремления Каталонии к независимости, либо "продолжать делать то, что оно делает, отрицая эту реальность, и верить в то, что оно может использовать Конституционный суд и судебные процедуры, чтобы её остановить". По мнению президента парламента, пока все шаги, которые делает испанское руководство, являются контрпродуктивными и лишь усиливают желание каталонцев поскорее отделиться. "Все действия, которые они предпринимают, лишь усиливают нас и придают большую легитимность тому, что мы делаем", — отметил он.

После победы на парламентских выборах в прошлом сентябре правительство, сформированное победившей коалицией Junts per Si ("Вместе за "Да"), к которой принадлежат Ромева и Форкаделл, начала готовить легальную базы для провозглашения независимости и создавать собственные органы государственной власти. В их числе возглавляемое Ромевой Министерство иностранных дел, а также управление общественной безопасности и ведомство по сбору налогов.

По словам Ромевы, всё это делается для того, чтобы на момент организации референдума о независимости у Каталонии были работающие государственные институты, способные позаботиться об интересах граждан после того, как она станет независимой. По данным регулярно проводимых коалицией опросов, на данный момент идею независимости разделяют 47,7% каталонцев.

Хотя правительство Испании всеми силами противится отделению Каталонии, а премьер-министр Рахой уже призвал использовать "все политические и юридические механизмы для защиты общего блага и суверенитета Испании", прописанные в конституции страны, Ромева настаивает на том, что Мадрид имеет демократическую обязанность уважать интересы большинства каталонцев.

"Испанское правительство часто поднимает вопрос легальности. Однако легальность является лишь инструментом. Её нужно адаптировать к реальности и демократической воле, а не наоборот. Люди по всему миру должны понять, что то, что мы делаем легитимно в своей основе, и это не нелегально, — отметил Ромева. – Я очень точен в своих словах: это легитимно и это не нелегально. Действительно, в конституции написано то, что написано. Но конституции – это тексты, которые существуют для того, чтобы служить людям в конкретные моменты истории и в конкретных обстоятельствах".

Глава каталонского МИДа также намекнул, что в случае, если суд примет решение против независимости, это не предотвратит отделения Каталонии.

"Даже если бы это и было [нелегально] – а это не так – если существует легитимный и мирный запрос большинства, то это закон, который нужно изменить, — подчеркнул он. – Это демократическое право. Вы можете с этим не соглашаться, но вы не можете отрицать демократические принципы".

По мнению каталонского министра, референдум в Великобритании, на котором её граждане проголосовали за выход из Евросоюза, продемонстрировал " дефицит демократии" в Европе и заставил ЕС осознать неудовлетворённость его членов своей политикой. При этом Ромева отрицает, что референдум будет иметь позитивный эффект на проект каталонской независимости, так как ЕС будет вынужден пойти на определённые уступки в случае появления в его границах нового независимого государства. Однако это, по словам министра, не отменяет необходимости переговоров.

"Брекзит – не лучшая новость для Европы или для Каталонии. Это волнует, поскольку ставит европейский проект под вопрос, — заявил Ромева. – Он подпитывает фрустрацию тех, кто считает, что Европа находится в кризисе. С такой точки зрения это не очень хорошая новость. Но он показывает, что в случае возникновения конфликтной ситуации демократия является инструментом, который необходимо использовать".

"В логике Каталонии нам не нравится Брекзит, но мы понимаем, что в Европе есть дефицит демократии, который позволил победить сторонникам выхода. Переговоры о выходе уже начались: это не конец света, и это не рай", — также заявил министр.

При этом Рауль Ромева категорически отверг идею о том, что Каталония в случае выхода из Испании может выйти и из Европейского союза тоже. По словам министра, обе стороны от такого шага только потеряют.

"У нас в Каталонии работают сотни европейских компаний. Вопрос: если Каталония станет независимым государством, в чьих интересах будет её выход из ЕС? Не в интересах Каталонии. И не в интересах Испании, — отметил Ромева. – Каталония была и будет союзником Испании по очевидным рыночным, инфраструктурным, а также культурным и лингвистическим причинам. Европа не захочет терять такую экономически и социально-динамичную реальность. Поэтому домыслы о том, что независимость Каталонии от Испании будет также означать её выход из Европейского союза, являются ложью".

В настоящий момент Каталония является наиболее развитой и богатой областью Испании. Находясь между Испанией, Францией и Андоррой, она долгие годы является одним из главных туристических направлений европейского туризма – в первую очередь благодаря наследию одного из самых знаменитых архитекторов рубежа XIX и ХХ веков Антонио Гауди, большинство творений которого расположены в Барселоне и её окрестностях.

Движение за независимость Каталонии насчитывает уже почти полторы сотни лет– первая попытка отделиться от Испании была предпринята ещё в 1871 году. С тех пор каталонцы неоднократно предпринимали попытки выйти из состава испанского государства, которые каждый раз заканчивались провалом. В стране неоднократно проводились консультативные референдумы о политическом будущем страны, которые каждый раз показывали готовность каталонцев строить собственное государство, отдельное от Испании, а также проходили масштабные акции в поддержку независимости. Наиболее массовая из них прошла в сентябре 2012 года: по разным оценкам, в ней приняли участие от 1 до 1,5 миллионов человек, вышедших на улицы под лозунгом "Каталония – новое государство Европы!"

Наиболее драматическим моментом в новейшей истории стал референдум о независимости, запланированный каталонским правительством на 9 ноября 2014 года, который должен был окончательно решить вопрос отделения от Испании. Этого, однако, не произошло: за полтора месяца до референдума Конституционный суд постановил, что референдум противоречит конституции. В результате референдум был отменён, а вместо него проведён опрос о политическом будущем Каталонии, не имеющий юридической силы, на котором более 80% каталонцев высказались за независимость.