У России появится флот военных ледоколов

В России создается флот военных ледоколов, к которым могут добавиться ударные корабли ледового класса. Последние будут способны нести как артиллерийское, так и ракетное вооружение.

Военно-морской флот России рассматривает возможность создания специальной группировки кораблей ледокольного и ледового классов для защиты островов и арктического побережья страны. Об этом пишут "Известия".

По словам советника генерального директора Крыловского государственного научного центра в Санкт-Петербурге Валерия Половинкина, в стране создается флот военных ледоколов, к которым могут добавиться ударные корабли ледового класса. Последние будут способны нести как артиллерийское, так и ракетное вооружение.

"Недавние учения Вооруженных сил по высадке десанта на остров Котельный в Арктике при поддержке кораблей Северного флота показали, что даже при поддержке ледокольного флота обычные боевые корабли не могут свободно действовать в арктических широтах, — пояснил Половинкин. — Толщины бортов даже самых современных из них не хватает для того, чтобы выдержать воздействие колотого льда. Вместе с тем стоит задача постоянного присутствия в регионе".

Эту задачу, напомнил Половинкин, поставил перед Минобороны Верховный главнокомандующий Владимир Путин — ведь помимо защиты российских экономических интересов по транспортировке природных ресурсов, добываемых на севере, транзита грузов из Европы в Азию и обратно, Арктика представляет еще и зону повышенной опасности.

"Размещение в этом регионе американских кораблей с крылатыми ракетами большой дальности BGM-109 Tomahawk позволяет простреливать три четверти нашей территории, недоступной ни с одного другого направления, — напоминает Половинкин. — Это одна из главных причин столь активного развития военной инфраструктуры на севере страны и архипелагах арктических морей. Собственно, для ее обеспечения и необходимо круглогодичное морское сообщение, которое может обеспечить сегодня только ледокольный флот".

Один из первенцев военного ледокольного флота — проект 21180 "Илья Муромец", построенный специально по заказу Минобороны. Его главная особенность — в применении поворотной двигательной установки, позволяющей ледоколу двигаться хоть носом, хоть кормой или бортом.

"Облик отечественного ударного корабля ледового класса еще обсуждается с военными, — добавил Половинкин. — Но уже сейчас можно сказать, что многое он возьмет от нового ледокола ЛК-110Я "Лидер".

Об этом новом ледоколе "Известиям" рассказал гендиректор и главный конструктор ЦКБ "Айсберг" Александр Рыжков. По его словам, это первое судно ледового класса, на котором будет установлен атомный реактор нового поколения РИТМ-400, выдающий 60 МВт мощности. Судно способно пройти через двухметровый лед со скоростью 14 узлов — в семь раз быстрее обычных ледоколов при той же толщине льда. На "Лидере" будут установлены два реактора, что обеспечит ему невиданную для ледоколов мощность.

"При меньшей скорости он сможет преодолеть лед толщиной 4,5 метра, — уточнил Рыжков. — Традиционные маршруты проводки караванов судов проходят вдоль нашего арктического побережья. Мощности "Лидера" будет избыточно, чтобы в любое время года и при любом состоянии льда пересечь Северный полюс хоть вдоль, хоть поперек. Судно создается в интересах гражданского заказчика, но в наше время именно этот сектор кораблестроения становится локомотивом для принятия соответствующих решений военными".