Эхо недели: почему известные авторы и исполнители восстали против РАО


фото: Global Look Press

После предъявления обвинения по статье УК РФ "Мошенничество, совершенное в особо крупном размере" главе Российского авторского общества (РАО) Сергею Федотову часть входящих в это объединение авторов решила созвать внеочередную конференцию.

После предъявления обвинения по статье УК РФ "Мошенничество, совершенное в особо крупном размере" главе Российского авторского общества (РАО) Сергею Федотову часть входящих в это объединение авторов решила созвать внеочередную конференцию.

Они возмущены тем, что получают мизерные гонорары по "мутным", по их словам, схемам, в то время как их агент (кем, по сути, и является РАО и его глава) покупают себе дворцы, самолеты и яхты.

Дело Федотова

28 июня МВД сообщило о задержании гендиректора РАО Сергея Федотова по подозрению в мошенничестве.

По версии следствия, Федотов ввел в заблуждение членов совета РАО, которые приняли решение передать на баланс ЗАО "Сервисно-эксплуатационной компании" (СЭК) одно здание и три нежилых помещения, впоследствии проданных третьим лицам.

В МВД заявили об ущербе в более чем 500 миллионов рублей. Срок предварительного расследования по возбужденному 17 июня делу продлен до 17 августа.

3 августа сообщалось, что Таганский суд Москвы отказался рассматривать жалобу на законность возбуждения дела в отношении главы РАО Федотова.

Авторы требуют "остановить беспредел в РАО"

Несколько дней назад в Сети появилось обращение к авторам, входящим в РАО, собраться на внеочередную конференцию. Одновременно в Сети, на платформе Change.org, появилась соответствующая петиция. Ее на данный момент подписали уже более 36 тысяч пользователей.

"Несмотря на арест Федотова, для рядовых членов РАО ничего не изменилось: у нас по-прежнему нет возможности ни управлять организацией, ни участвовать в ее деятельности", — говорится в обращении инициаторов внеочередного съезда.

Как уверяет инициативная группа, для того, чтобы в соответствии с уставом (то есть по закону) созвать внеочередную конференцию РАО, им надо собрать чуть больше 13500 авторов, входящих в это общество (то есть чуть больше половины от общего числа). И процесс этот уже пошел.

Однако как только данная информация появилась в ряде СМИ и в Интернете, в РАО заявили, что это – "попытка рейдерского захвата" общества.

"Налицо незаконные действия неизвестных лиц, возможно, не являющихся членами РАО, собирающихся осуществить рейдерский захват РАО, а именно: расформирование легитимных существующих органов управления РАО (генеральный директор, авторский совет, ревизионная комиссия), получение контроля над денежными средствами и имуществом РАО", — говорится в заявлении организации.

В РАО также отметили, что готовят соответствующее обращение к Минюсту, и опровергли информацию о созыве внеочередной конференции, распространенную, как говорится в сообщении пресс-службы общества, "группой неизвестных лиц".

"Неизвестные" – известные всем лица

На самом деле, под той же петицией, опубликованной в Сети с требованием "остановить беспредел в РАО" стоят подписи очень даже известных людей – поэтов, композиторов, исполнителей, продюсеров.

Среди них, например, Сергей Трофимов, Игорь Саруханов, Алексей Глызин, Юрий Лоза, Игорь Матета, Евгений Кобылянский, Евгений Фридлянд, Николай Трубач, Любовь Воропаева и многие другие.

Вести.Ru пообщались с некоторыми из тех, кто инициировал проведение внеочередной конференции РАО и подписал петицию в Сети, чтобы выяснить их отношение к обвинению в "рейдерском захвате" организации, а также причины "бунта".

Евгений Кобылянский: "Ни о каких захватах речи быть не может"

Известный композитор и продюсер, работавший с такими звездами отечественной эстрады, как Алла Пугачева, Григорий Лепс, Тамара Гвердцители, Ирина Аллегрова, Валерий Леонтьев, — действительный член РАО с 1988 года по настоящее время.

Он поясняет, что некоторое время его взаимоотношения с РАО находились в доверительном управлении юридической компании, ведущей его авторские права, а затем Кобылянский вновь вернулся к непосредственным взаимоотношениям с этим обществом.

Как один из инициаторов созыва внеочередной конференции РАО, он называет заявление о "попытке рейдерского захвата" организации "полной чушью".

"Как можно "захватывать" здание, напичканное охраной и сигнализациями на средства нас же самих, то есть, авторов? Это аналогично тому, что домработница в моей квартире установит свою сигнализацию с охранником, а на мой вопрос: "Почему?" разразится бранью о рейдерском захвате", – говорит композитор.

При этом Евгений Кобылянский поясняет, что целью инициативной группы является предание гласности ситуации, "в которой нынешнее руководство РАО в лице господина Федотова дискредитировало не только себя, но и многотысячный коллектив авторов, доверивших этому руководству управление своими правами".

Композитор поясняет, что у инициативной группы нет цели проводить расследование и осуждать кого-то, поскольку это — профессиональное дело компетентных ведомств.

По его словам, "цель проведения внеочередной конференции — выработать коллегиально новую структуру управления, которая будет понятна каждому, прозрачна и подконтрольна самим авторам, а не узкому кругу лиц, допущенных самими же собою".

"Поэтому ни о каких захватах речи нет и быть не может — только коллегиальное обсуждение и созидание, для чего и нужна конференция. Это, кстати, позволит избежать сплетен и спекуляций на заданную тему в СМИ", — отмечает композитор.

Он подтверждает, что под обращением стоит и его подпись, так что обращение это — не анонимное.

"Более того, рассылка только произведена (1 августа), поэтому утверждения г-жи Федотовой от имени РАО голословны — на момент электронной рассылки ни одно заказное письмо не было вскрыто адресатами. И, кстати, — почему главный бухгалтер так рьяно вступает в обличительный процесс против своих работодателей — авторов? Странное рвение", — говорит Кобылянский.

Комментируя намерение нынешнего руководства РАО обратиться в Минюст с "соответствующим заявлением", Кобылянский недоумевает: "Чему ему соответствующим? Тому, что сами авторы хотят видеть систему управления своими же правами более эффективной и прозрачной? Тому, что имущество и средства, принадлежащие обществу, не должны быть источником наживы нескольких комбинаторов?" – задает вопросы композитор.

Он отмечает, что все члены инициативной группы как раз являются членами РАО, и в вопросах законности своих требований консультировались уже с представителями нескольких министерств и ведомств.

Более того, проводятся консультации по выработке предложений, которые будут озвучены на грядущей конференции, сообщает он.

По словам Кобылянского, намерение провести внеочередную конференцию РАО в силе, подписи продолжают поступать, конструктивные предложения по существу готовятся и все, кто хочет внести свои предложения, могут быть в контакте с инициативной группой или войти в нее.

"Перефразируя слова популярной песни, фарш невозможно провернуть назад", — иронизирует известный композитор.

"Сейчас нужно направить усилия на созидательную работу, а не ругань внутри авторского коллектива. Авторский совет должен быть полностью обновлен на избирательной основе, дабы не создавать дальнейшего прецедента дискредитации самого сообщества", — уверен Кобылянский.

Игорь Матета: "От своих конференций РАО отсеивала всех нелояльных"

Среди тех, кто подписал петицию в Сети и стал инициатором проведения внеочередной конференции, — композитор и продюсер Игорь Матета, член РАО еще с 1980-х годов.

По его словам, он уже не первый год борется за права авторов, которые не получают своих заслуженных отчислений. Игорь Матета рассказывает, что лично не раз обращался к руководству общества с вопросом: "Куда девались деньги?

"Например, в репертуаре караоке – по 7-8 моих песен, но я от этого ничего не получаю. Хотя у меня есть информация, что по каким-то непонятным договорам в РАО они платят", – говорит композитор.

Он также приводит в пример сербскую певицу Анну Николич, которая исполняет одну из его песен, но даже не указывает, что ее автор – Игорь Матета.

Композитор говорит, что не раз обращался к руководству РАО за разъяснениями по этому вопросу, но ответа также не получил.

"Они собирают огромные деньги, а авторы влачат нищенское существование", — отмечает композитор.

Матета рассказывает, как пытался в апреле попасть на конференцию, которую проводило РАО, собрал огромное количество документов – по его словам, "как на выборы в Госдуму". Однако попасть туда не смог, потому что от участия в ней отсеивали всех нелояльных к руководству общества.

"Я хочу, чтобы появилась прозрачная система распределения, а они заинтересованы в мутной схеме", — поясняет Матета причину, по которой он стал инициатором проведения конференции "альтернативщиков" от РАО.

"Мы хотим создать электронную систему, сертифицируемую государственным органом, с помощью  которой  все авторы будут получать прозрачные отчисления", — поясняет одну из идей композитор.

Он говорит, что инициаторы проведения внеочередной конференции РАО будут продолжать работать над тем, чтобы собрать необходимое число авторов и провести мероприятие легитимно.

Матета поясняет, что их консультируют юристы, и все свои действия инициаторы проведения внеочередной конференции согласовывают с ними.

"А в чем дело? Мы члены РАО – обратились к другим членам этого общества. А они уже пусть решают – хотят оставить прежнее руководство, или предпочтут избрать новое", — отмечает Игорь Матета.

Александр Вулых: "Деньги не доходят до авторов, превращаясь в чьи-то замки"

Писатель, журналист, поэт, критик и сценарист, Вулах – еще один из инициаторов проведения внеочередного съезда РАО, членом которого является с 1990-х годов. Обвинения в "рейдерском захвате" он называет "просто смешными".

"РАО – агент авторов по сбору авторских отчислений. Они – для автора, не автор – для них. Но получается наоборот. То есть это недобросовестный, вороватый агент, который мутно вел свою работу, и никто не понимал, как распределялись деньги авторам", — отмечает писатель.

По его словам, роптание шло давно, как давно были и подозрения в нечистоплотности руководства общества. Но "подать голос авторы решились впервые".

"Авторы понимали, что их обманывают, но ничего не могли поделать, потому что не было необходимой ясности", — отмечает Вулых.

Однако сейчас, когда Федотов обвиняется в мошенничестве в особо крупном размере, прозрели, по его словам, даже те, кто раньше только подозревал, что система распределения авторских отчислений была на самом деле "мутным болотом".

"Сейчас, когда награблено столько, что вылезает из берегов наружу, возникает вопрос: как может агент, который должен жить на проценты, жить как олигарх?" – удивляется писатель.

"Этот работник ест мой хлеб и превратился в надутого пузатого монстра, который сосет кровь из авторов, которые его кормят", — такими словами писатель характеризует суть того, что, по его мнению, представляла из себя система работы РАО до сих пор.

"Это же авторские деньги, которые на самом деле не доходят до авторов, а превращаются в чьи-то яхты и замки", — возмущается писатель.

В ответ на претензии в "анонимности" действий тех, кто восстал, Вулых обращает внимание на то, что под петицией в Сети стоят реальные подписи реальных людей, тем более что инициатива стартовала всего несколько дней назад.

По его словам, многие авторы сейчас звонят инициаторам проведения внеочередной конференции РАО и интересуются подробностями, так что, возможно, через 1-2 недели можно будет говорить о результатах.

"Мы не собираемся никого судить – мы хотим придать гласности ситуацию, когда агент по управлению коллективными правами превратился в монстра. Мы против мутной схемы, на которой одни наживались, а авторов обирали", — поясняет Вулых намерения восставших против нынешнего руководства РАО.

Кроме того, по его словам, требует пересмотра и порочная практика так называемой рейтинговой системы, когда написавший хит автор, если до этого он был не известен, не получит заслуженного вознаграждения, а получит его кто-то другой, кто стоит выше в этой системе "рейтингов".

"Мы не хотим переворотов, никому не нужен никакой криминал. Мы просто хотим навести порядок в своем хозяйстве и надеемся, что легитимным путем соберем эту конференцию", — заключает Вулых.