Для освоения Сибири и Севера запустят "Сову"

Фонд перспективных исследований завершил испытания прототипа новейшего атмосферного спутника на солнечных батареях "Сова". Он предназначен для освоения Севера и Сибири. Пробный полет проходил на высоте до 9 тысяч метров.

Фонд перспективных исследований завершил испытания прототипа новейшего атмосферного спутника на солнечных батареях "Сова". Он предназначен для освоения Севера и Сибири. Пробный полет проходил на высоте до 9 тысяч метров.

50 часов продолжался экспериментальный полет над Орловской областью. Этого хватило, чтобы убедиться: у первого российского атмосферного спутника — уникальные характеристики. Подобных аппаратов в мире десятки, но только этот, придуманный, собранный и испытанный в нашей стране, может работать круглосуточно и даже в северных широтах.

"Он имеет уникальную схему аэродинамическую — там крыло, на котором установлено 3 автопилота, по сути, крыло не жесткое, мягкое, — рассказывает технический директор компании "Тайбер" Сергей Тыцык. — За счет того, что крыло мягкое, получается, что мы снизили вес общий аппарата и получили около 30 % дополнительного веса, который потратили на дополнительные солнечные батареи. В итоге у нас появилась возможность летать в северных широтах".

Еще и на малых высотах, и в условиях низкой облачности. Спектр задач, которые может выполнять российский атмосферный спутник, огромный — от гражданских до военных. "Через него может банально осуществляться связь, — продолжает Сергей Тыцык. — Причем очень устойчивая, высокоскоростная, потому что нет препятствия между приемной и передающей антенной. Может быть, видовая разведка пограничных территорий, мониторинг зон патрулирования, военной техники, кораблей противника, разведка воздушного пространства".

Новый спутник сможет ретранслировать аудио и видеосигналы, сам проводить съемку. Он обеспечит высокоскоростным интернетом труднодоступные районы России. Аппарат называется "Сова", потому что одинаково эффективно работает и в светлое, и в темное время суток, а гибкие крылья делают его похожим на птицу.

"Экономия просто глобальна, — утверждает Сергей Тыцык. — Потому что мы фактически уходим от аэродромного базирования. Запустив один раз аппарат, дальше все управление им происходит удаленно. Это экономия. Второе — не затрачиваем ресурсов, чтобы заправлять его или чинить. Фактически аппарат рассчитан на год работы".

Прототип спутника, который участвовал в экспериментальном полете, легкий – весит всего 12 килограммов. Размах крыльев – 9 метров. В сентябре планируют испытать еще один образец – с размахом уже в 28 метров. Это позволит разместить на спутнике дополнительное оборудование для съемки, передачи данных и проведения научных исследований.