Тема:

Российско-турецкие отношения 7 месяцев назад

Россия и Турция не сошлись в вопросе о Сирии

Расхождения по Сирии не исключают для Москвы и Анкары поиск совместных решений, считают эксперты.

Расхождения по Сирии не исключают для Москвы и Анкары поиск совместных решений, считают эксперты.

Как сообщает ТАСС, разные взгляды российского и турецкого руководства на проблему сирийского урегулирования не исключают нахождение общих точек зрения.

По словам президента Института религии и политики Александра Игнатенко, для Турции камнем преткновения является курдское движение — как в своей стране, так и в Сирии. Рабочая партия Курдистана, борющаяся за создание курдской автономии в Турции, а также курдские отряды самообороны в северной Сирии считаются Анкарой террористическими организациями. Напротив, в Москве так не думают.

По мнению Игнатенко, Турция опасается, что после провозглашение сирийскими курдами в марте 2016 года региональной федеративной администрации на севере Сирии (Федерации Северной Сирии) вызовет эффект домино. И потому для Анкары что турецкие, что сирийские курды являются врагами.

По этой причине турецкая армия вынуждена поддерживать государственность в Сирии и территориальную целостность этой страны. По мнению востоковеда, здесь можно поискать общие точки зрения между Анкарой и Москвой. Он полагает, что это может перерасти в дорожную карту мер по сохранению единства Сирии.

В свою очередь, доцент Института стран Азии и Африки Вячеслав Шлыков считает, что до инцидента со сбитым российским Су-24 Турция претендовала на часть территории северной Сирии. Анкара предполагала создать там буферную зону и вела обстрел этих районов с помощью дальнобойной артиллерии.

Как подчеркнул эксперт, после того, как Россия разместила в Сирии зенитно-ракетные комплексы С-400, планы Турции по завоеванию курдских регионов рухнули. Турецкая авиация не рискует летать в регионах, защищенных противовоздушным "зонтиком".

Шлыков полагает, что это дает возможность Москве возможность договориться с Анкарой о целостности послевоенной Сирии, исключив там возможность создания курдского государства.

Эксперты отмечают, что традиционная риторика Анкары о необходимости смещения президента Сирии Башара Асада постепенно смягчается. Для Турции его отставка становится второстепенным вопросом, который в будущем должны решить сами сирийцы.

Другим важным расхождением в позициях двух стран остается отношение к террористической организации "Исламское государство" (запрещена в РФ).

Александр Игнатенко отметил, что руководитель Национальной разведывательной организации Турции Хакан Фидан ранее заявлял, что "Исламское государство" следует рассматривать как политическую реальность, с которой Турции придется сосуществовать. По словам исламоведа, многие сирийцы и сами турки рассматривают ИГИЛ, прежде всего, как защитника суннитских интересов.

Как подчеркнул Шлыков, до недавнего времени Анкара не рассматривала всерьез ИГИЛ. Однако после кровавых вылазок боевиков этой террористической организации на территории Турции, отношение изменилось.

В январе 2016 года игиловцы совершили взрыв в Стамбуле, который унес жизни немецких туристов, а летом нынешнего года устроили масштабный теракт в международном аэропорту имени Ататюрка.

По мнению Вячеслава Шлыкова, поскольку на переговорах Путина и Эрдогана участвовали также начальник Генштаба РФ Валерий Герасимов и глава Национальной разведывательной организации Хакан Фидан, не исключено, что Россия поставила вопрос об усилении контроля на турецко-сирийской границе. Для того чтобы лишить антиасадовские силы в Алеппо, где идут затяжные бои, военно-технической помощи.

Тюрколог подчеркнул, что для Эрдогана, который завел свою страну в тупик после провальной политики в Сирии, выход из этой ситуации является такой же стратегической задачей, как и налаживание хороших отношений с Россией.

Учитывая это, можно ожидать, что Анкара пойдет на определенные уступки Москве в сирийском конфликте, уверен директор Центра изучения современной Турции Ильшат Саетов.

По его мнению, в переговорном процессе Москва находится в более выигрышном положении по сравнению с Анкарой. Отношения с Россией нужно улучшать именно Турции, полагает эксперт.

Саетов не знает, насколько нынешнее сближение с РФ отразится на взаимоотношениях Турции с НАТО. Но выход из альянса эксперт исключает, как совершенно невыгодный для бывшей Османской империи.

По его словам, критическую риторику турецкого руководства в адрес США и европейских союзников по НАТО следует трактовать как попытку психологического давления на альянс. Этакий дипломатический троллинг, которым, по мнению Саетова, Эрдоган владеет в совершенстве.

В ходе встречи Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана в Санкт-Петербурге главной темой встречи стала дискуссия о будущем Сирии. Это неудивительно, поскольку именно разные взгляды на происходящее в этой стране стало в прошлом причиной затяжного конфликта между Москвой и Анкарой.

По итогам встречи два президента договорились о том, что Россия и Турция делегирует для обсуждения сирийской проблемы своих министров иностранных дел. Помимо этого представители специальных служб обеих стран обменяются взаимовыгодной информацией друг с другом. После этого будет принято устраивающее всех решение по Сирии.