Русский музей прихорошился к дню рождения

Русский музей Санкт-Петербурга в эти дни отмечает 114-й день рождения. К этой дате завершена реставрация его знаменитых дворцов – Строгановского и Мраморного, а также Инженерного замка.

Русский музей Санкт-Петербурга в эти дни отмечает 114-й день рождения. К этой дате завершена реставрация его знаменитых дворцов – Строгановского и Мраморного, а также Инженерного замка.

День рождения в Русском музее принято отмечать 25 апреля. Именно тогда Николай II подписал именной императорский указ о создании уникального музейного комплекса. На сей раз торжествам придали форму отчета: сразу в трех районах города музей завершает масштабную реставрацию залов и анфилад. Результаты работ предъявили журналистам, иные из которых полагали, что Русский музей ограничен пределами единственного дворца.

Это довольно распространенная ошибка. На самом деле, Русский музей – это 13 зданий в центральной части Петербурга, в том числе 5 дворцов (помимо Михайловского, еще и Строгановский и Мраморный, Инженерный замок, Летний дворец Петра I) и два сада – Летний и Михайловский. Словом, компактное государство площадью 30 га, не только богатством коллекций, но и масштабами своими не уступающее Ватикану.

Это теперь роспись и позолота залов Строгановского дворца воспринимаются, как нечто естественное, а о былой разрухе – к слову, совсем недавней – напоминают уцелевшие фрагменты оригинальной лепнины и кадры ведомственной хроники, запечатлевшие странный объект – то ли декорацию художественного фильма, то ли коммуналку, хранящую следы былого великолепия. Между тем именно в таком виде в конце 80-х годов музей принимал на баланс полуразрушенное хозяйство. "Когда мы сюда пришли, залы были поделены жуткими загородками, на которых сушили одежду. Объявления крепили кнопками прямо к стенам", – рассказывает Владимир Гусев, директор Государственного Русского музея.

Ныне коллекция Русского музея насчитывает около 400 тысяч экспонатов и охватывает все исторические периоды и тенденции русского искусства, все его направления и школы с X века вплоть до наших дней. Именно для новейших коллекций воссоздавались залы Инженерного замка – легендарной цитадели Павла I.

Но каких-то 20 лет назад подобные планы воспринимались как небывальщина: во дворце ютились коммерческие фирмы и подписывались контракты на поставку куриных окорочков. "В уникальном Георгиевском зале собирались открыть ломбард. А там балки на 30 см провисали!" – продолжает Гусев.

Паркет в залах Мраморного дворца – это своего рода ботанический атлас, по которому можно изучать деревья Латинской Америки и центральной Африки. Невероятные – вплоть до фиолетового – оттенки созданы самой природой, чтобы воссоздать филигранный рисунок Антонио Ринальди. Современные мастера это считают не работой, а привилегией. "Такие работы не каждому достаются. Это интересно! И потом, память останется о нас", – говорит мастер по реставрации паркета Кирилл Дерец.

Воссоздав сразу несколько дворцов, музей не ограничился экспансией вширь и в ближайшее время намерен направить ее вглубь. Уже в июне Русский музей готовит сюрприз для пассажиров московской подземки.