Писатель Астафьев посмертно отмечен премией Солженицына

Премию Солженицына вручили "бесстрашному солдату литературы" Виктору Астафьеву. Посмертно. Его бесстрашие на себе ощутил и сам Солженицын. В советское время Астафьев не побоялся публично назвать изгнанного из СССР диссидента "великим художником слова".

Премию Солженицына вручили "бесстрашному солдату литературы" Виктору Астафьеву. Посмертно. Его бесстрашие на себе ощутил и сам Солженицын. В советское время Астафьев не побоялся публично назвать изгнанного из СССР диссидента "великим художником слова".

Это была воля Александра Солженицына. И жюри премии на этот раз спорить не пришлось. "Виктору Петровичу Астафьеву – писателю мирового масштаба, бесстрашному солдату литературы", – говорит Наталья Солженицына, президент фонда Александра Солженицына.

Чтобы называться классиком, Виктору Астафьеву уже не нужно было никаких премий, но Александр Исаевич очень хотел выделить его из числа других. Он ценил его как творца и как человека. Не случайно, возвращаясь в Москву из изгнания, заезжал к писателю в Овсянку, где они долго говорили о жизни и судьбе.

"У нас в этом году первая возможность соединить эти два имени. Мы первый раз вручаем эту премию без Александра Исаевича", – продолжает Наталья Солженицына.

Солженицыну нравились сверкающие языком – "Царь-Рыба" и "Зрячий посох", чувственностью – "Пастух и пастушка". Но больше всего, писал Солженицын, его поразил военный роман Астафьева "Прокляты и убиты".

Виктор Астафьев как-то признался: он начал писать, когда увидел, как много лжи пишут о войне. Потому что знал правду. Он её перестрадал рядовым, в окопах, насколько раз раненный и контуженный. И рассказал обо всем этом нам так, как вряд ли бы рассказал кто-нибудь еще. Хотя всю правду автор решился рассказать только через 50 лет. И как будто все пережил заново, сказал он потом Георгию Жженову.

Но не только про жестокость писал Астафьев. Было на войне место и дружбе, и самопожертвованию. Рядовой Астафьев тогда на себе вынес из под огня товарища. Уже не в романе, в жизни. А потом нашел в себе силы писать. Придуманные им эпитеты – давно уже в словарях.

"Я учился во многом у Астафьева. Я моложе его, читал, учился. И удивлялся, как он находит слово, и насколько оно бывает точным", – рассказывает писатель Валентин Распутин.

"Виктор Петрович – он в этом смысле настоящий. Верный. Не случайно Александр Исаевич его очень уважал и ценил. Как человека и как писателя", – говорит народный артист России Евгений Миронов.

Сам Виктор Астафьев не любил громких слов. Последнее время жил под Красноярском, на Енисее. Общался мало. Только письмами и только с теми, кто по-настоящему близок.

"Покоя под крышей и хлеба на столе. Лучше Виктора Петровича никто и не скажет", – считает писатель Борис Екимов.

Теперь же его богатое наследие переиздадут. На это и пойдет полученная премия.