Москвичей оставили без маршруток

На этой неделе москвичи лишились возможности пользоваться привычными частными маршрутками – их сменили синие микроавтобусы. Ходят они строго по расписанию, принимают любые транспортные карты и, главное, отвечают всем требованиям безопасности.

На этой неделе москвичи лишились возможности пользоваться привычными частными маршрутками – их сменили синие микроавтобусы. Ходят они строго по расписанию, принимают любые транспортные карты и, главное, отвечают всем требованиям безопасности. Минус только один — маршрутов стало меньше. Готовыми к таким переменам оказались далеко не все горожане.

На Дмитровском шоссе пассажиры в замешательстве: до ближайшей станции метро не едет ни одна маршрутка. Альтернатива, конечно, есть, но большинство настолько привыкли пользоваться одним транспортом, что даже не знают, какой автобус ходит по тому же направлению.

В понедельник на дороги не вышли несколько тысяч микроавтобусов, которые обслуживали более 300 маршрутов. Частные перевозчики, не прошедшие лицензирование, лишились права перевозить пассажиров.

"Речь идет о ликвидации только дублирующих маршрутов, то есть, когда трасса следования двух маршрутов абсолютно аналогичны или отличаются настолько незначительно, что назвать это новым маршрутом просто непрофессионально", — пояснил Норайр Блудян, исполнительный директор Транспортной ассоциации московской агломерации.

В числе отмененных оказался и маршрут номер 356 – маршрутки курсировали от Коровинского шоссе до станции метро "Белорусская". Время в пути в среднем составляло 20-30 минут. Теперь же в качестве альтернативы пассажирам предлагают пользоваться троллейбусами номер 56. Попробуем добраться до станции метро "Белорусская" на нём и мы. Посмотрим, сколько времени это займет.

Воспользуемся приложением для смартфона. Находим нужный нам маршрут. Троллейбус придет через пару минут. Садимся. Водитель троллейбуса скоростной режим не нарушает и останавливается на каждой остановке. Поэтому едем явно медленнее, чем на маршрутке.

На дорогу до Второго Лесного переулка мы потратили ровно 50 минут, ещё около 3 минут нам идти пешком до станции метро "Белорусская". По итогам — в пути час. В два раза дольше по сравнению с маршрутным такси.

Понятно, что такие недочеты придется исправлять, выводить на дороги больше городского транспорта, сокращать интервал движения или увеличить число маршрутов за счет частных компаний, прошедших лицензирование, — таких сегодня 8. В том числе и "Гепарт", работающий на столичном рынке уже 20 лет.

К реформе готовились заранее: закупили 180 машин, отвечающих всем новым требованиям. Синие микроавтобусы оборудованы системой ГЛОНАСС, которая позволит отслеживать их местоположение как диспетчерам, так и ожидающим пассажирам. В салоне — видеонаблюдение, радиостанция для связи — по телефону водителям говорить запрещено, климат-контроль и валидаторы — частные перевозчики теперь принимают городские проездные и социальные карты.

Такая схема работы абсолютно прозрачна. Власти контролируют, сколько пассажиров воспользовались услугами частного перевозчика, — именно это и есть главный камень преткновения. Многие из ушедших с рынка компаний показывать свои доходы явно не желали.

"Деньги в кепку — это гигантское преимущество, расчеты с налоговой становятся очень условными. Как только перейдут в формальные рамки, эта серая бухгалтерия исчезает. Ни один просвещенный город мира не может позволить себе вот эти варианты — деньги в кепку, а проездные здесь не работают", — говорит Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ.

Солидный доход без лишних затрат. Экономили на комфорте и главное — безопасности пассажиров, игнорируя технические осмотры автомобилей и медицинские — водителей. В погоне за прибылью салон набивали до отказа. Остановки по требованию и езда, как придется. В аварии маршрутки попадали каждую неделю.

Как и любая другая реформа, эта тоже не была встречена москвичами доброжелательно. Но при этом большинство горожан согласны, транспорт должен быть комфортным и безопасным.