Колумбия и FARC подписали историческое мирное соглашение

Правительство Колумбии и руководство повстанческой группировки FARC (Революционные Вооружённые Силы Колумбии) подписали мирное соглашение, которое должно положить конец гражданскому конфликту, длящемуся уже более полувека. Документ оговаривает сроки сдачи оружия и амнистии для партизан.

Правительство Колумбии и крупнейшая в этой стране повстанческая группировка FARC [Fuerzas Armadas Revolucionarias de Colombia – Революционные Вооружённые Силы Колумбии — РВСК] подписали мирное соглашение, которое должно положить конец вооружённому конфликту, длящемуся уже более 50 лет – самой долгой войне в Западном полушарии.

Переговоры о подписании соглашения продолжались более четырёх лет, неоднократно приостанавливались и возобновлялись, однако, в конце концов, закончились подписанием итогового документа. Площадку для переговоров предоставило правительство Кубы, а сам документ в торжественной обстановке был подписан в Гаване в присутствии кубинского лидера Рауля Кастро.

"Сегодня начинается конец страданий, боли и трагедии войны, — заявил колумбийский президент Хуан Мануэль Сантос по национальному телевидению. – Давайте вместе откроем дверь в новую главу нашей истории".

Соглашение, которое должно положить конец вооружённому сопротивлению, оговариваются сроки сдачи оружия партизанами, а также условия, при которых они смогут вернуться к мирной жизни. Жертвами конфликта, который в общей сложности длился 52 года, стали примерно 220 тысяч человек, ещё около 5 миллионов человек были вынуждены покинуть свои дома.

Перспективы мирной жизни в Колумбии выглядят близкими как никогда, однако для того, чтобы оно вступило в силу, необходимо выполнить одно важное условие. Президент Мануэль Сантос, который являлся одним из главных инициаторов и вдохновителей мирных переговоров с FARC, теперь должен убедить колумбийцев поддержать соглашение на общенародном референдуме. На этом поприще он неизбежно столкнётся с сопротивлением своего предшественника на президентском посту Альваро Урибе, который является последовательным противником соглашения, который пользуется большой популярностью среди военнослужащих.

"Они ни проведут в тюрьме ни дня, и вдобавок получат политическое представительство, — возмущается одна из политических сторонниц Урибе, сенатор Палома Валенсия. – Это соглашение нарушит верховенство закона".

Однако соглашение критикуют далеко не все: многие уверены, что прекращение вооружённого конфликта неизбежно окажет позитивный эффект на экономику 50-миллионной Колумбии, которая до настоящего момента не имеет полного контроля над своей территорией.

"Это огромная возможность для страны, чтобы создать демократическое государство, которое позволит нам жить в мире, — говорит Мария Эмма Виллс, политический аналитик Национального центра исторической памяти. – У этого соглашения есть сильная политическая оппозиция, и следующим шагом должна стать его публичная поддержка".

Война, хоть и вялотекущая, продолжает оставаться одним из самых болезненных составляющих повседневной жизни колумбийцев. Для жителей районов, находящихся в зоне противостояния между правительственными войсками и силами FARC, она связана с регулярными похищениями и смертью гражданских лиц, попавших под перекрёстный огонь. Конфликт между правительством и FARC стал причиной эмиграции многих колумбийцев в другие страны. В стране трудно найти семью, члены которой скажут, что противостояние их или их родственников.

К подписанию окончательного соглашения стороны подходили в несколько этапов. В июне было анонсировано перемирие, а партизаны объявили о своём согласии сложить оружие в случае подписании итогового документа. Это произошло после того, как члены FARC согласились освободить солдатских детей, которые находились у них в плену. Теперь, по словам обеих сторон, им удалось урегулировать наиболее спорные моменты, которые на протяжении нескольких лет мешали подписанию окончательного соглашения.

Тем не менее, даже в случае, если документ будет поддержан на референдуме, это не гарантирует ему стопроцентного успеха. Главными проблемами является возможность дефрагментации FARC, насчитывающей более 5 тысяч человек – от неё вполне могут отколоться группировки поменьше, которые откажутся выполнять соглашение. Кроме того, остаётся открытым вопрос об адаптации в общество партизан, многие из которых ушли в джунгли ещё в детстве и не знают другой жизни, кроме войны.

Однако самым главным остаётся вопрос о том, как FARC собирается расстаться с контролем над наркотрафиком, проходящим через их территорию – по данным Госдепартамента США, в настоящий момент группировка "контролирует большую часть производителей и распространителей кокаина в Колумбии и ответственна за большую часть его мировых поставок".

В специализированном докладе Госдепа также утверждается, что за кокаиновую сеть отвечает лично главный командир FARC Родриго Лондоньо, известный под своим позывным "Тимошенко", который лично ответственен за "производство, расфасовку и распространение сотен тонн кокаина", а также убийство сотен людей, пытавшихся ему помешать. В ведомстве также указывается, что около 60% кокаина, ежегодно ввозимого на территорию Соединённых Штатов, проходит через FARC.

Тем не менее, несмотря на все политические риски, соглашение открывает широкие перспективы для мирного урегулирования в колумбийском обществе после завершения гражданского конфликта. Так, одним из главных достижений сопротивления можно считать обещание правительства направить масштабные инвестиции в сельские районы страны, жители которых долгое время жаловались на равнодушие к своим проблемам со стороны центрального правительства. Кроме того, документ оговаривает правила амнистии для тех, кто добровольно сдаст оружие и сокращение тюремных сроков партизанам, которые находятся в колумбийских тюрьмах в данный момент.