Эксперт СПбГУ: китайские семьи хотят мальчика и... еще одного мальчика

В 2015 году КНР отказалась от политики "одна семья ≈ один ребенок", проводимой на протяжении более 35 лет.

В 2015 году КНР отказалась от политики "одна семья ≈ один ребенок", проводимой на протяжении более 35 лет.
Фото REUTERS/Kim Kyung-Hoon.

В 2015 году КНР отказалась от политики "одна семья — один ребенок", проводимой на протяжении более 35 лет. Этот шаг должен был в том числе способствовать принципиальному изменению гендерного состава китайского населения. Теперь учёные пытаются разобраться, почему эта мера оказалась неэффективной.

В 2015 году КНР отказалась от политики "одна семья — один ребенок", проводимой на протяжении более 35 лет. Этот шаг должен был в том числе способствовать принципиальному изменению гендерного состава китайского населения. О том, почему эта мера уже продемонстрировала свою неэффективность и стоит ли ждать прироста женского населения Поднебесной в будущем, рассказала директор Института Конфуция СПбГУ Юлия Мыльникова в рамках 21-й конференции Европейской ассоциации китаеведения, впервые проходящей в Петербурге.

Конференция EACS-2016 собрала в стенах Санкт-Петербургского государственного университета более 500 ведущих ученых-синологов со всего мира. В рамках мероприятия специалисты обсуждают самые актуальные вопросы, связанные с прошлым, настоящим и будущим Китая. Особый интерес участников вызвала секция, посвященная гендерным исследованиям.

"Несмотря на все усилия правительства, в китайских семьях продолжают отдавать предпочтение мальчикам. Прежде всего это связано с глубочайшей приверженностью народа традициям, формировавшимся тысячелетиями. В Китае именно мужчина считается продолжателем рода, он обеспечивает преемственность поколений, сохранность исторической памяти. Кроме того, важнейшей обязанностью мужчины в Китае остается забота о родителях. Поэтому многие семейные пары, желая получить поддержку в преклонные годы, предпочитают воспитывать сына. Эта тенденция сохраняется и сегодня, порождая серьезную диспропорцию между полами. На мой взгляд, ситуация едва ли изменится в ближайшие годы. Стоит отметить и то, что не все китайские семьи в принципе могут позволить себе воспитание второго ребенка", — рассказала Юлия Мыльникова.

С другой стороны, по мнению эксперта, именно преобладание мужского населения отчасти ослабило остроту гендерной дискриминации китайских женщин.

"В кратчайший исторический период — менее чем за сто лет — произошла ломка традиционных стереотипов о роли и месте представительниц слабого пола в обществе. Социальное положение китаянок радикально изменилось: они приобрели экономическую самостоятельность, собственный источник дохода и более высокий социальный статус. Женщины современного Китая, прежде всего его восточных провинций, независимы и самодостаточны. Они получили возможность строить жизнь по своему усмотрению", — отметила Юлия Мыльникова.

К таким женщинам эксперт относит бизнес-леди, так называемых "белых воротничков" в крупных, в том числе и иностранных компаниях, "молодежь, увлеченную искусством", писательниц, разрабатывающих тему женского сознания, представительниц творческих профессий, которым пришлось приложить большие усилия для преодоления предрассудка о прерогативе мужчин в литературе и искусстве, и, наконец, просто дам, в том числе замужних, не позволяющих попирать свое достоинство ни в семье, ни на работе.

Однако, по словам Юлии Мыльниковой, такая ситуация наблюдается не во всех регионах Китая. Плоды беспрецедентного экономического роста распределяются в китайском обществе весьма неравномерно. Разрыв между городским и сельским населением растёт, конкуренция во всех сферах жизни не имеет аналогов в мире, к тому же увеличивается зависимость менее развитых западных провинций от процветающих восточных. Все это влияет и на положение женщин — их экономические, образовательные и политические возможности.

"Кроме того, поскольку КНР до сих пор остаётся не совсем открытой страной, — добавила эксперт, — многие данные о нарушении прав не только женщин, но и мужчин недоступны мировому сообществу".

Добавим, что 21-я конференция Европейской ассоциации китаеведения проходит в Санкт-Петербургском государственном университете с 23–28 августа 2016 года. Это крупнейший форум европейской синологии. В конференции принимают участие более 500 китаеведов из ведущих университетов 43 стран мира. Научные доклады, подготовленные участниками, охватывают все сферы изучения традиционного и современного Китая — историю, культуру, экономику, религию, политику, отношения КНР с западным миром, гендерный вопрос и другие. Конференция EACS-2016 организована Санкт-Петербургским университетом совместно с Государственным Эрмитажем и Институтом восточных рукописей РАН при поддержке Фонда имени Цзян Цзинго и Российского гуманитарного научного фонда.