Тема:

Землетрясения в Италии 6 лет назад

Землетрясение в Италии: жуткую тишину нарушал лишь хруст обломков

Италию потрясла трагедия, унесшая почти триста жизней. Разрушительное землетрясение в ночь на 24 августа превратило в руины сразу несколько исторических городов в центральной части страны – Аматриче, Аккумоли и Асколи-Пичено.

Италию потрясла трагедия, унесшая почти триста жизней. Разрушительное землетрясение в ночь на 24 августа превратило в руины сразу несколько исторических городов в центральной части страны — Аматриче, Аккумоли и Асколи-Пичено. Пострадали от удара стихии более полумиллиона человек. Есть и те, чья судьба по-прежнему неизвестна. Спасатели продолжают разбор завалов, несмотря на бесконечные афтершоки.

В Италии — национальный траур, а случившееся в очередной раз доказало, что чужой беды не бывает — в помощь пострадавшим жители всей страны уже собрали около 7 миллионов евро. Власти тем временем начали расследование, уже возбуждено несколько уголовных дел из-за нарушений в строительстве.

Жуткая тишина, только хруст обломков под ногами — это первые кадры из Аматриче. Говорят о четырех погибших. Что произошло, станет понятно только на рассвете.

3:36 — часы на башне навсегда остановили этот момент. Землетрясение ударило по спящему городу. Дома сложились за 11 секунд — столько длился толчок. Как за это время успеть проснуться и выбежать на улицу?! Невозможно.

Первые часы после трагедии. Чудом выжившие — в цементной пыли, ходят по тому, что недавно было улицей, пытаются услышать родных, друзей, соседей.

"Рядом с нами люди звали на помощь. Мой муж спас всех четырех. Пошел к их дому и вытащил через окно", — вспоминает жительница Аматриче Доменика Арабор.

Семья Арабор — из тех, кому хватило этих 11 секунд. Потолок начал рушиться над головами детей. Софии всего 20 дней. Старшие — Микаэла и Валентина. Их папа успевает выбить входную дверь. Дом, который они купили всего три года назад, сложился. Из-под бетонной плиты достали пса Бобби. Теперь все, что у них есть, — в машине, жить будут в ней же.

"Время подходит к концу, но мы пытались изо всех сил. В первые два часа было очень много живых, теперь сложно кого-то найти", — вздыхает один из спасателей.

Ближе к обеду город наполняют спасатели, спелеологи, кинологи, волонтеры. Периодически на полчаса выключают все технику — чтобы слышать крики и стуки. Из глубины достают пару — муж и жена погибли в обнимку. Уже на следующий день найдут их ребенка, который успел спрятаться под кроватью.

"Два часа я пролежал, пытался кричать. Я слышал, что вокруг тоже кричали", — вспоминает Сорали Мирвали, житель Аматриче. Он и еще пятеро беженцев из Афганистана прибыли в Италию год назад. Проделали весь балканский путь, чуть не утонули в Эгейском море. Итальянцы нашли им тихое место — выделили дом в Аматриче. Из шестерых в живых остались только двое.

"Мой друг пытался руками раскопать то место, где остались лежать две наши подруги. Его задержали на месте, где стоял наш дом, подумали, что он мародер", — рассказал Мирвали.

Думать об оцеплении и кордоне безопасности полиции некогда. В Старом городе в любой момент может рухнуть еще что-то: бенедиктинский монастырь, церковь, школа, построенная, кстати, в 2012 году, видимо, с нарушением стандартов. Но самое страшное — это район многоэтажек, они ушли вниз на уровень подземного гаража.

Три этажа, несколько подъездов – здесь был многоквартирный дом. Крыша и бетон буквально перемололи все этажи, повсюду — личные вещи.

В какой-то момент собака, обученная находить живых, реагирует. В груде камней торчит детская пижама. Еще немного — достают 10-летнюю девочку. Изнможденные поисковики кричат от радости, а у Джулии, которая провела под завалами 15 часов, хватает сил обнять своего спасителя.

В соседнем городке Пескара дель Торонто — еще одно чудо — удается найти невредимой четырехлетнюю Джиорджию. Ее спасла старшая сестра Джулия ценой своей жизни. Восьмилетняя девочка закрыла маленькую Джорджию от камней своим телом.

После заката — повторный толчок, не меньше двух секунд. В цементном облаке люди бросаются кто куда. Сейсмологи потом скажут: магнитуда — 4,8 балла. Так называемые афтершоки — самое страшное для любой спасательной операции.

Поисковики работают всю ночь, но живых нет. На второй день надежду на чудо начинает вытеснять безысходность. Объявляют: 159 погибших. Люди с серыми — не только от пыли — лицами молча смотрят за поисковой операцией.

"Нам показали тела моих дедушки и бабушки. Это было так тяжело, так больно. Землетрясение их полностью изуродовало", — сказал Симоне Фалсаруне. Там, где был дом его родных, Симоне ждет разрешения забрать тела и организовать похороны. После он уже вряд ли когда-нибудь вернется в Аматричи, как и большинство остальных, хотя власти обещают сохранить историческое наследие и не допустить запустения этих древних мест.

Главная достопримечательность церковь Сант-Агостино построена в XV веке, с порталом в готическом стиле, внутри — фрески. Простояв шесть столетий, храм не выдержал землетрясения, здание критически повреждено. Восстановить ее, как и весь остальной Аматриче, можно, но ясно, что средства потребуются колоссальные. Большая часть построек города – дома, которым сто лет и более.

Заглянуть в будущее Аматричи можно, спустившись с гор в долину. Город Аквила, пострадавший от очень похожего землетрясения 6 апреля 2009 года. Тогда погибли 300 человек, а власти обещали все восстановить. Над центром склонились многочисленные краны, но стройки в большинстве случаев заморожены, везде опасная красная зона.

Даже спустя семь лет Аквила больше похожа на город-призрак, особенно старый центр. Никого. Большая часть домов заколочена, кажется, навсегда. Но в некоторые особняки можно зайти. Внутри все, как и семь лет назад: брошенные вещи, в центре комнаты свалили мебель, когда забирали ценности после землетрясения, — скорее всего, здесь была чья-то гостиная — осталось пианино, до сих пор заваленное цементом.

Семья Муци — одна из нескольких, кто остался жить в центре Аквилы. В 2007-м, всего за два года до трагедии, Муци приобрели здесь дом, открыли ресторан, а сверху поселились. После землетрясения, как только дом обследовали эксперты, спасатели из России, и признали его пригодным для жилья, семья вернулась.

"Мы хорошо знаем, что такое терять близких. Я не думаю, что Аматриче вернется к нормальной жизни", — отметила Ромина Муци.

Из 70 тысяч жителей 20 из Аквиле уехали навсегда, хотя это центр области Абруццо. После землетрясения здесь даже проводили саммит G8, чтобы поддержать город в том числе и экономически.

Удержать людей в разрушенных Аматриче или Аккумоли будет гораздо сложнее. В итальянском даже есть специальное слово для таких средневековых городков в горах – "борги" — настолько в стране их много.

Инженерный совет уже подсчитал: для того чтобы подготовить дома в итальянских борги к землетрясениям, нужны 94 миллиарда евро. Будет ли правительство, которое сейчас в кризисе, в том числе и политическом, вкладывать такую сумму, неизвестно, а вот новое землетрясение в Апеннинах — вопрос времени.