Столичные археологи обиделись на историка-любителя из-за редких изразцов

Массовая перекладка коммуникаций в центре обнажила богатейший исторический слой. Строители иногда даже не понимают, с чем имеют дело, и вызывают археологов далеко не всегда. Тогда в котлованы с лопатами отправляются любители истории. Кто эти люди, и насколько законна их деятельность?

Масштабная реставрация столичных улиц этим летом лишила археологов отпуска. Массовая перекладка коммуникаций в центре обнажила богатейший исторический слой. Строители иногда даже не понимают, с чем имеют дело, и вызывают специалистов далеко не всегда. Тогда в котлованы с лопатами отправляются любители истории. Кто эти люди, и насколько законна их деятельность?

"Сверху фриз храма декорирован изразцами двух типов", — в руках Ильи — старинные изразцы XVII века. На каждом есть дефект. Но тем эти предметы интереснее.

"Люди искали, подбирали, пытались что-то делать, осваивали новый мотив, новую форму орнамента", — объясняет Илья Боровиков.

Артефакты Илья обнаружил случайно. На Гончарной улице строители вырыли котлован — меняли коммуникации. И, как говорит историк-любитель, даже не замечали, что у них под ногами.

"Я увидел кучи земли, подошел и обнаружил обломки изразечных заготовок. Мне стало страшно интересно, потому что я знал, что где-то здесь находилась мастерская Степана Полубеса — родоначальника изразечного дела", — рассказывает Илья.

Достать изразцы из толстого слоя земли сразу не получилось — рабочие на стройплощадку не пустили. Когда стемнело, он вернулся вновь.

"Все это так и закопали бы, большая часть этого слоя осталась под землей", — продолжает Илья Боровиков.

О находках Ильи узнали московские археологи. Но совсем не обрадовались. По их словам, из-за самовольных раскопок предметы утратили связь с историей.

"Обстоятельства этой находки не зафиксированы должным образом. Нет даже ясности, оригинальные это или фальшивые изразцы, нет информации и фиксации, точно ли они именно там были обнаружены, или изразцы были подкинуты в этот культурный слой. Он, по сути, лишил нас научной информации", — утверждает в интервью программе "Вести-Москва" главный археолог Москвы Леонид Кондрашев.

Археологи говорят: Илье не стоило самостоятельно спускаться в котлован, надо было звонить им. Но любитель истории утверждает: времени не было — все это вот-вот могло оказаться на свалке. Как это случилось с уникальными световыми решетками прошлого века. Историки извлекли остатки из кучи строительного мусора в Варсонофьевском переулке. Остальное спасти не удалось.

- Те решетки, которые сняли, их уже выбросили?

- Да, на свалку, конечно.

При этом точно такие же конструкции, найденные во время реставрации на Мясницкой, где археологи контролировали каждый шаг строителей, отреставрировали, и сегодня они украшают улицу. Так что у каждой стороны — своя правда.

"Наверное, ничего страшного нет в том, что скромные любители прошлись и детским совочком сковырнули с отвала какой-то черепочек или пузыречек", — считает Илья Боровиков.

"Назвать это каким-то спасением сложно. Более того, мы инициировали административное расследование по этому факту, потому что это незаконные раскопки", — заявляет Леонид Кондрашев.

Археологи уверяют, что котлован на Гончарной улице они держали на контроле и постоянно исследовали. И тоже находили изразцы, но совсем мелкие. Найденные у Ильи их очень удивили.

"Никаких крупных изразцовых фрагментов по трассе перекладки коммуникаций нами обнаружено не было", — отмечает сотрудника столичного археологического бюро.

Изразцы, найденные археологами на Гончарной, вскоре окажутся в музее. Что делать с находками Ильи, непонятно. Теперь как минимум нужна историческая экспертиза.